Главное об электронных закупках

Как действовать, чтобы победить в нечестной государственной закупке

Как известно, государственные компании должны закупать товары, услуги и работы по конкурсу, условия которого часто формируются под конкретного поставщика, закрывая путь к участию в госзакупке другим компаниям. Таким образом, каждый желающий победить в тендере должен знать, как преодолеть уловки заказчика.

Как действовать, чтобы победить в нечестной государственной закупке

Самый распространенный прием, используемый заказчиком, известен как "опечатки для своих". Речь идет о преднамеренной ошибке или опечатке в слове, о которой известно только "нужной" фирме (например, "афсальт", "атвомобиль" и др.), или указании неверного кода продукции. И в первом, и во втором случаях потенциальные участники госзакупки просто не могут ее найти в ЕИС (zakupki.gov.ru).

В этом контексте, поставщик должен знать, что при поиске не стоит ограничиваться только названием желаемой госзакупки. Необходимо применить максимально возможные способы поиска: добавлять поиск по документации, комбинировать разные виды поиска (по кодам ОКПД, ключевым словам, отраслям и др.), искать исковерканные слова, просматривать все заказы конкретного лица или проверять дорогостоящие заказы. Как известно, чаще всего нарушения фиксируются именно в закупках на крупные суммы. 

Стоит отметить, что в Минэкономразвития уже работают над решением данной проблемы – создают единый каталог товаров и услуг. Правда, когда он начнет функционировать, пока неизвестно.

Второй способ заставить потенциального поставщика отказаться от участия в объявленной госзакупке – это нереальные сроки исполнения заказа, избыточные требования или жесткие штрафные санкции. Например, нередко объемная информация о товаре, работах или услугах не указывается в техническом задании конкурса или же подается в виде малозаметной ссылки, которую способен заметить только особенно тщательный потенциальный исполнитель. В некоторых случаях документация намеренно усложняется. Известны случаи, когда условия заказа занимали 2668 страниц, а на подготовку заявки отводилось всего 15 дней. Разумеется, правильно сформировать заявку в таких условиях нереально.

Основный способ борьбы с такими нарушениями со стороны заказчика – подача запроса на разъяснение закупочной документации. В отношении открытого конкурса или электронного аукциона это можно сделать трижды, но только до завершения срока подачи заявок. Если заказчик не реагирует, можно подавать жалобу в ФАС. На этом этапе также стоит придерживаться определенного алгоритма действий: необходимо сослаться на требования 44-ФЗ или непосредственно на ГОСТы, в отношении которых имеются нарушения и приложить к запросу на разъяснения заключение независимого эксперта, например, о том, что выполнить заказ в указанные сроки нереально.

Еще одна возможность обойти требования закона – это непосредственное вскрытие конвертов. По закону, в день рассмотрения заявок все конверты с документами поставщиков вскрываются одновременно. Но нередко победу "нужной" компании обеспечивают, вскрывая ее конверт последним и называя стоимость всего не несколько копеек отличающуюся от честного предложения. Преодоление этого вида мошенничества ожидается с 1 января 2017 года. Именно с этой даты, благодаря инициативе Минэкономразвития, все открытые конкурсы и непосредственно подача заявок будут переведены в электронную форму, что позволит сделать процесс приема документов на участие в закупке, да и сами закупки, максимально прозрачными.

А до этого времени максимум, что может предпринять потенциальный исполнитель – это подавать заявку лично непосредственно на процедуре вскрытия конвертов, а также присутствовать на этой процедуре, вести аудио- и видеозаписи.

Стоит отметить, что особенно свободно чувствует себя заказчик, руководствуясь 223-ФЗ. В частности, этот документ разрешает заказчику не подписывать договор с победителем уже состоявшейся закупки, а заключить контракт с любым другим участником как с единственным поставщиком.

Нередко случается, что заказчик заставляет поставщика снижать стоимость заказа или же не возвращает средства, перечисленные под обеспечение заявки или исполнение договора. Стоит подчеркнуть, что если такое случилось, повлиять на заказчика на этом этапе практически невозможно. Поэтому потенциальным исполнителям стоит быть максимально внимательными уже на этапе принятия решения об участии в торгах. Насторожить поставщика должны многочисленные арбитражные иски к заказчику, жесткие штрафные санкции, непрозрачные критерии приема документов или многократная победа одной и той же фирмы.

Таким образом, получение госзаказа – это процесс сложный и трудоемкий, но реальный шанс достичь в нем успеха есть у всех.
 

Статьи по теме