Главное об электронных закупках

Итоги петербуржской конференции о помощи системы госзакупок во время кризиса

Национальной ассоциацией институтов закупок (НАИЗ) была организована и проведена в Петербурге конференция на тему развития сферы закупок в качестве эффективного инструмента управления и поддержки бизнеса государством в тяжелых экономических условиях.

Итоги петербуржской конференции о помощи системы госзакупок во время кризиса

С докладами на конференции выступали:

  • Ольга Каненкова, занимающая пост президента в Ассоциации профессионалов по управлению закупками.
  • Алексей Бекташев, руководящий дирекцией уполномоченного президентом РФ омбудсмена по госзакупкам.
  • Евгений Эллинский, занимающий пост генерального директора электронной торговой площадки ММВБ.

Планы на увеличение петербуржских госзакупок в 2015 году
Дмитрий Сачков, глава комитета по госзаказам Санкт-Петербурга, открывая конференцию, сказал о том, что 10 лет работы системы муниципальных и государственных закупок были непростыми. Передовым городом в плане использования и усовершенствования системы Сачков назвал Санкт-Петербург.

Также глава петербуржского комитета напомнил о призыве губернатора Петербурга увеличить объем тех госзакупок, исполнителями, поставщиками или подрядчиками которых являются местные предприниматели.

Георгий Полтавченко, в свою очередь, отметил увеличение к началу 2015 года объемов госзакупок у предприятий Петербурга на 20 млрд. рублей. Так, импортные товары были замещены отечественными трубами для ТЭКа и «Водоканала», трансформаторами для Метрополитена и Горэлектротранса, а также кабельной продукцией, лифтовым оборудованием и мебелью.

Пользуясь случаем, градоначальник обратился к госзаказчикам всех уровней подчиненности, напомнив им о том, что покупка товаров и услуг петербуржских предприятий скажется на увеличении городской казны и создании новых рабочих мест для петербуржцев. Полтавченко уверен, что в 2015 году общими усилиями и концентрацией госзаказчиков на приобретении местной продукции удастся повысить оборот средств на городских госзакупках с 20 млрд. рублей до 60-80 млрд. рублей.

Законодательные изменения контрактной системы госзакупок
Дмитрий Готовцев, представляющий на конференции Минэкономразвития, рассказал присутствующим о принятых законодательных нововведениях в сфере госзакупок.

Готовцев напомнил, что с начала 2015 года начали действовать поправки к 44-ФЗ, которые вносят изменения в порядок составления госконтрактов. Так, вместо старой нормы о необходимости указания «наименования места происхождения товара или наименования производителя» сейчас госзаказчик должен вносить информацию о «стране происхождения».

Чтобы избежать путаницы с вышеописанной трактовкой места происхождения продукции, Алексей Бекташев, гендиректор НАИЗ, рекомендует трактовать термин «наименование места происхождения товара» в соответствии со ст. 1516 ГК РФ, а фразу «страна происхождения товара» — по статье 58 ТК Таможенного Союза.

Отдельным пунктом в своем выступлении Дмитрий Готовцев выделил антикризисные меры, внесенные правительственными постановлениями №№ 196, 198 и 199 относительно правок закона 44-ФЗ:

  • Согласно новым законодательным нормам, заказчикам разрешено предоставлять поставщикам отсрочку уплат штрафов и пени.
  • При обращении поставщика разрешено изменять условия госконтрактов в отношении сроков их выполнения, количества запрашиваемых услуг, работ или товаров, а также их цены.
  • В некоторых случаях госзаказчики имеют право не требовать от исполнителей предоставления ими банковской гарантии обеспечения госконтракта.
     

Также Дмитрий Готовцев напомнил о ряде других постановлений, которые касаются сферы госзакупок. Согласно Постановлению правительства №99, к участникам госзакупок предписываются дополнительные требования:

  • госзакупки на строительство должны объявляться не конкурсами, а аукционами;
  • при суммах контрактов менее 10 млн. рублей дополнительных требований к участникам закупок не предъявляется;
  • при сумме контракта, превышающей 10 млн. рублей, к претендентам предъявляется требование о наличии опыта работы;
  • в госконтрактах на строительство объектов культурного наследия или же объектов особо опасной категории строительства с суммой контракта, превышающей 150 млн. рублей, заказчику полагается объявить конкурс с ограничением участия претендентов и выбирать победителем только того претендента, который обладает необходимыми ресурсами для выполнения условий госзакупки.

Планы на развитие сферы госзакупок на 2015-2017 года
Дмитрий Готовцев выделил следующие задачи правительства по развитию системы госзакупок в 2015-2017 годах:

Введение в эксплуатацию Единой информационной системы в сфере госзакупок, которая должна заработать с начала 2016 года;

  1. Внедрение электронного формата проведения закупок.
  2. Создание каталога работ, товаров и услуг для муниципальных и государственных нужд.
  3. Улучшение системы контроля госзакупок.
  4. Повышение поддержки средних и малых предпринимателей, а также отечественных производителей.
  5. Разработка условий и механизмов, позволяющих заключать долгосрочные контракты с иностранными производителями с условием локализации производства поставляемой ими продукции на территории РФ.