Главное об электронных закупках

Интервью руководителя ФАС России Игоря Артемьева орловским СМИ

В интервью руководителя Федеральной Антимонопольной Службы России Игоря Артемьева затронуты различные вопросы, в том числе затронуты вопросы госзакупок

Интервью руководителя ФАС России Игоря Артемьева орловским СМИ

— Игорь Юрьевич, в каких сферах экономики чаще всего нарушается антимонопольное законодательство?

Нарушений хватает везде. По статистике Фас, больше половины всех дел мы возбуждаем в отношении органов власти. К сожалению, именно государственные служащие разного уровня – самые злостные нарушители нашего закона. В день мы накладываем около 200 штрафов на чиновников за нарушение антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства в сфере размещения заказов…

Если говорить о самых злостных с точки зрения экономики и антимонопольного законодательства нарушениях, т.е. о картельных сговорах, то они есть практически во всех сферах российской экономики. От этой беды страдают потребители, честные предприниматели, государство. Больше всего в последнее время мы находим нарушений на химических рынках, на рынках продуктов питания, часто встречаются сговоры на торгах между компаниями-конкурентами.

— Как на ваш взгляд, всегда ли монополия в какой-то сфере экономики -это плохо? Например, когда на рынок грузовых железнодорожных перевозок пришли частные компании, многие Орловские предприниматели стали испытывать нешуточные проблемы с доставкой и отгрузкой товара, оборудования и т.п. Подобного не было, когда в этом сегменте действовал монополист — РЖД.

-Монополия обоснована только там, где это естественная необходимость, где физически трудно обеспечить конкуренцию. В остальных сферах четная и здоровая конкуренция влечет за собой одни выгоды для потребителей – снижение цены на товары и услуги, повышение их качества, разнообразие выбора, разработку инноваций и т.д. Вопрос заключается в том, что не всегда новые компании на рынке ведут себя добросовестно, не всегда оценивают здраво свои возможности, действуя по принцу – главное влезть на рынок, а там посмотрим. Назовем это болезнью роста. Я уверен, что конкуренция такой компании с другими компаниями и желание сохранить и развить свои бизнес все-равно заставит компанию улучшать качество выполняемых работ и конкурировать по ценам.

— Есть ли у Федеральной антимонопольной службы претензии к таким крупным монополистам, как Почта России и Ростелеком?

-Бывают. Эти компании, как и другие монополисты на рынках, находятся под пристальным вниманием как центрального аппарата, так и территориальных органов ФАС. Для нас не важен размер компании, какой бы большой она ни была, какое бы «лобби» не имела в высоких кругах, важно, что если она нарушила закон, она должна понести за это ответственность. Принцип неотвратимости наказания должен применять ко всем без исключения компаниям.

— Во многих регионах сейчас в разгаре уборочная страда. Сельхозтоваропроизводители вывозят зерно с полей. Какова в этот период ситуация на рынке цен на нефтепродукты?

Ценовая ситуация на региональных рынках нефтепродуктов относительно стабильная, так как запасы нефтепродуктов, и особенно необходимого сельхозпроизводителям дизельного топлива, существенно превышают спрос на них. С середины августа в некоторых регионах Северо-Запада, Сибири и Дальнего Востока мы отмечаем снижение оптовых цен на летнее дизельное топливо от 500-2000 рублей за тонну, что может быть связано с необходимостью реализовать остатки продукции в этих регионах до наступления «зимнего» сезона.

В целом на цены на бензин сейчас действуют факторы высокого сезонного спроса. Но и центральный аппарат мониторинг каждую неделю цены на нефтепродукты на оптовом рынке, и наши территориальные орган мониторят цена на розничных региональных рынках, и в случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства начинают соответствующее антимонопольное расследование.

— Одно из важнейших направлений деятельности ФАС — контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок. Существуют ли какие-то показатели объемов откатов при проведении тендеров?

— У нас таких показателей нет. 94-й закон о размещении заказов и задумывался как эффективное средство борьбы с откатами, когда заказы на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд втихую уходили «своим», прикормленным фирмам. Сейчас это сделать сложнее. Благодаря 94-му закону налажен эффективный общественный контроль за государственными и муниципальными закупками, а предприниматели получили возможность оперативно обжаловать нарушение своих прав при размещении заказов в антимонопольной службе. Ежегодно количество жалоб в нашу службу растет. Это подтверждает тезис о том, что предприниматели оценили возможность оперативно отстоять свои права. Больше ни в одном другом органе власти невозможно так оперативно защитить свои права и интересы.

— Жители Орла и Орловской области неоднократно сталкивались с фактами нарушения антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ – со стороны поставщиков ресурсов, управляющих компаний. Как с этим бороться?

— Обращаться в наше Орловское управление ФАС с жалобами на действия компаний и/или органов власти.

— Недавно ФАС предложила свои поправки в закон «О рекламе» и административный кодекс, касающиеся рекламы БАДов и медицинских изделий. Согласно им, рекламодатель обязан предупреждать, что это не лекарства. Что заставило антимонопольную службу прибегнуть к таким мерам именно сейчас? Почему поправки не были предложены, скажем, несколько лет назад?

— Сегодня реклама биологически активных добавок, в которой данные товары позиционируются как лекарственные средства, обладающие лечебными свойствами, очень распространена. Такое позиционирование запрещается ФЗ «О рекламе».

Поскольку употребление этих товаров непосредственно связано с жизнью и здоровьем граждан, по поручению Президента РФ мы разработали законопроект, направленный на повышение ответственности рекламодателей и средств массовой информации за размещение недостоверной и недобросовестной рекламы лекарственных препаратов и биологически активных добавок и усиление контроля в этой сфере.

В частности, за нарушение положений ст. 25 ФЗ «О рекламе» предлагается возложить ответственность не только на рекламодателя, но и на рекламораспространителя.