Главное об электронных закупках

Инновациями не вышли: Эксперты назвали причины падения России в рейтинге

Россия опустилась на 26-е место в рейтинге инновационных экономик мира, который подготовили аналитики агентства Bloomberg, и получила титул "главного неудачника года". Эксперты Т94 назвали причины столь низких показателей.

Инновациями не вышли: Эксперты назвали причины падения России в рейтинге

 В новом TOP-50 у России самое сильное падение среди исследуемых стран. Год назад наша страна занимала 12-е место. Тем не менее, ниже России в рейтинге оказались такие развитые экономики, как Испания (29-е место), Португалия (31-е место), Люксембург (34-е место), Гонконг (35-е место). Первое место, как и в прошлом году, заняла Южная Корея, в тройку лидеров также вошли Швеция и Германия. За ними следуют Швейцария, Финляндия, Сингапур, Япония, Дания, США и Израиль.

"Хорошие показатели в производстве и промышленности в 2016г. не помогли России из-за негативного влияния санкций, а также низких цен на энергоносители за последние пару лет", — говорится в исследовании.

 

 

С этим нельзя не согласиться, отмечает Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. По его словам, в последние годы Россия постоянно улучшала свои позиции в рейтинге. "В 2015г. страна была на 14-м месте, а в 2016г. поднялась на две позиции — на 12-е место. Падение цен на энергоресурсысказалось на всем мировом сообществе, но 14 позиций потеряла только наша страна", — замечет эксперт.

 

 

Объяснение можно было бы найти, если бы в России не было постоянного стимулирования развития инновационного производства со стороны государства. Так, например, в мае 2016г. создано Агентство по технологическому развитию, призванное способствовать модернизации и технологическому обновлению российских компаний.

 

"В России в основном инновационные компании – представители малого и среднего бизнеса. В марте 2016г. было подписано распоряжение Правительства РФ, обязывающее госкомпании из утвержденного перечня закупать инновационную продукцию у представителей МСП, — говорит Сергей Фахретдинов. – В перечень вошли 90 предприятий. А еще раньше,в декабре 2015г., в силу вступили изменения Постановления Правительства РФ "Об особенностях участия малого и среднего бизнеса в закупках отдельных юридических лиц". Согласно нововведениям, годовой объем закупки инновационной продукции у малых и средних предприятий определяется как увеличенный на 5% объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки инноваций за предыдущий год. При этом заказчики вправе осуществлять закупки инноваций и в большем объеме.Усилить стимулирование кажется невообразимым".

 

С такой господдержкой бизнес вроде бы начал создавать инновационные продукты. Однако спрос со стороны тех, кто действительно мог бы их поддержать – госкомпаний– оказался незначительным. Инструменты для работы МСП с госкомпаниями в части закупки инноваций на деле оказались барьерами. Так, например, "система одного окна", созданная в госкомпаниях для упрощения работы, в большинстве случаев функционирует чисто формально. А реестр инновационной продукции, технологий и услуг, рекомендованных к использованию в России,стал очередным "рекомендательным" документом, без утвержденного механизма его применения госкомпаниями.

 

По словам Сергея Фахретдинова, доступ бизнеса к закупкам госкомпаний также усложнен системой сертификации. Особенно это сказывается на инновационной продукции:"У нас отсутствует система единых требований по аккредитации и сертификации компаний и продукции в рамках одной отрасли.Поэтому госкомпаниинастаивают на прохождении экспертизы именно в своих сертификационных центрах.Это длительная и дорогостоящая процедура".

 

По словам Дмитрий Сытина, генерального директора электронной торговой площадки "ТЭК-Торг", в этом году Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) совместно с крупными компаниями начнет активно закупать инновации у малого бизнеса. "Мы призываем малый бизнес не стесняться и участвовать в тендерах. Есть другая проблема: большинство российских предприятий, которые относят себя к инновационным, таковыми не являются. Чаще всего это компании, которые производят полиграфию или оказывают клининговые услуги. Но попадаются единицы и тех, кто производит действительно что-то новое и занимается интересными разработками", — рассказал Т94 Дмитрий Сытин.

 

Инновационным компаниям в России достаточно сложно развиваться. В первую очередь, из-за постоянно меняющихся правил игры, а точнее – из-за нестабильного законодательства. "Проще всего начать развивать бизнес в среде с понятными правилами. Первая проблема российских инновационных компаний связана с частыми изменениями в законодательстве. Вторая причина, по которой Россия до сих пор отстает в инновационном развитии, – отсутствие инвестиционной привлекательности этой отрасли. Любая инновационная деятельность – это деятельность, связанная с инвестициями, и онанаправлена на возврат вложенных средств. В России пока не сложилась такая среда. Зачастую инвесторы готовы вложиться в компанию, которая создала инновационный продукт и уже вышла с ним на рынок. Но никто не хочет инвестировать в так называемую начальную стадию проекта, потому что слишком высоки риски "провала". Хотя именно такой путь – правильный. Нужно развивать инвестиционную привлекательность проекта на его начальной стадии", — уверен эксперт.

 

Таким образом, выявляются еще две проблемы российских инноваций: отсутствие свободных или "дешевых" денег на рынке и неготовность наших инвесторов к риску. Ведь к инновациямследует относить те сферы деятельности, в которых еще никто ничего не достиг. Как раз поэтому в них высокие риски неполучения желаемых финансово-экономических показателей.

 

"Российские инвесторы боятся вкладываться, потому что хотят гарантий возврата собственных средств. К сожалению, мы пока далеки от США и Европы где инвестиционная среда уже давно сформировалась и инвесторы поняли, что вкладываться нужно на начальных стадиях. Проблема инновационной отсталости образовалась не сегодня, просто сейчас стали видны результаты долгих лет бездействия. Должно пройти время, чтобы мы увидели результаты тех усилий, которые сегодня прилагают и государство, и бизнес", — говорит Сытин.

 

Эксперты сошлись во мнении, что сегодня инновационный бизнес разочарован в подходе госкомпаний к внедрению инноваций. Возможно, когда госкомпании пойдут действительно навстречу и начнут использовать вышеперечисленные инструменты, Россия увидит совершенно другие результаты и дорогу с двухсторонним движением.

 

Для справки

Индекс инноваций Bloomberg составляется на основе оценок семи показателей: затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), продуктивность, присутствие в экономике высокотехнологичных компаний, распространенность высшего образования, добавленная стоимость товаров, число регистрируемых патентов и число исследователей.

Автор: Ангелина Жукова

Статьи по теме