Главное об электронных закупках

Идут на поправку: Минэкономразвития смягчило требования к заказчикам

Для заказчиков, действующих в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" №223-ФЗ, существует большой список требований, в которых непросто разобраться, а тем более выполнить их на деле. Т94 обратился за комментарием о последних изменениях в законодательной базе к Георгию Сухадольскому, координатору рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям.

Идут на поправку: Минэкономразвития смягчило требования к заказчикам

В законопроекте о внесении изменений в 223-ФЗ, который, кстати, обсуждался в Министерстве экономического развития буквально за день до задержания Алексея Улюкаева, описаны общие подходы для крупных закупок с учетом пожеланий всех сторон. Согласно законопроекту, к конкурентным способам закупки относятся конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений. А также иные способы закупки, установленные в Положении о закупке и проводимые с учетом требований, которые заказчик сам определит как конкурентные. При этом они должны соответствовать определенным требованиям, установленным законом. К неконкурентным способам относятся закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также иные способы закупки, установленные в Положении о закупке и не соответствующие тем требованиям, которые предъявляются к конкурентным способам, уточняет Георгий Сухадольский.

Кроме этого, заказчики обязаны проводить закупки конкурентными способами в электронной форме, за исключением случаев, которые определены в положении о закупке. Но такие случаи не могут распространяться на спецзакупки у субъектов малого предпринимательства. "Действительно, на сегодняшний день Минэкономразвития подготовило изменения в законопроект, предусматривающие установление не только конкретного перечня закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, но и процедуру — порядок проведения таких торгов, — комментирует  Юрий Зафесов, директор департамента закупочной деятельности "Россети". — Наша компания согласна с установлением конкретных способов, указанных в законе для проведения торгов, участниками которых могут быть только субъекты МСП. При этом мы считаем целесообразным определение порядка проведения таких торгов в Положениях о закупке. Введение различного порядка проведения торгов усложняет участие субъектов МСП, которые зачастую являются участниками любых торгов, проводимых Заказчиком".

В документе отмечено, что под конкурентными понимаются закупки, проводимые с одновременным соблюдением нескольких требований. Во-первых, информация о закупке должна сообщаться заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в Единой информационной системе извещения о конкурентной закупке, а также документации о конкурентной закупке. При этом она может рассылаться под видом приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации о закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки. "Что касается размещения информации неограниченному кругу лиц через ЕИС, то это обеспечивает соперничество участников каждой конкретной процедуры. Нюанс в том, что это соперничество также должно касаться ценовой составляющей. Если у меня как у заказчика есть лимит денег — например, сто рублей, на которые я должен закупить как можно больше шариковых ручек, — ценовой конкуренции не получается, она будет по количеству поставок. В этом случае процедура не будет попадать под определение конкурентной, хотя конкуренция будет создана", — пояснил Георгий Сухадольский.

Во-вторых, конкурентными будут закупки, если на торгах обеспечивается соперничество между участниками за право заключить договор с заказчиком на предлагаемых в заявках, окончательных предложениях, касающихся, в том числе цены договора, расходов, связанных с эксплуатацией и ремонтом товаров, использованием результатов работ, либо только в отношении предлагаемого ими ценового предложения. И в-третьих, должно быть четкое описание предмета закупки с соблюдением всех требований.

При описании в документации предмета закупки заказчик должен руководствоваться несколькими правилами. В первую очередь, должны быть указаны функциональные характеристики или потребительские свойства, а также технические, качественные и эксплуатационные характеристики предмета закупки. При этом в описание не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, наименование страны происхождения товара. А также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки. Исключение, случаи, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Помимо этого, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо писать «или эквивалент», за исключением некоторых случаев. Например, закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком или закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта.

Что касается изменений порядка проведения конкурентных процедур, то согласно первому пункту законопроекта, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений документации о закупке. В свою очередь заказчик, в течение трех рабочих дней размещает в ЕИС разъяснения. Помимо этого, заказчик вправе отменить конкурентную закупку в полном объеме либо по одному и более лоту до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Также в документе прописано, что число членов комиссии определяется в положении о закупке. Кворум — не менее чем 50%. Прежним остается пункт, согласно которому проведение переговоров заказчиком, членами комиссии с участником закупки в отношении заявок — не допускается до выявления победителя.

Помимо этого, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок), которая размещается в ЕИС вместе с извещением. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку в отношении каждого предмета закупки (лота). Все протоколы хранятся заказчиком не менее трех лет, причем к протоколу установлены требования. А договор заключается не ранее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола.

На вопрос, затронет ли регулирование коммерческие структуры, Георгий Сухадольский ответил, что корпоративных заказчиков это не коснется. Для всех, кто работает на рынке, одинаковыми являются профессиональные стандарты (трудовое законодательство (ст.195.1-195.3 ТК РФ). "Правда, на практике возникает много вопросов, потому что де-факто профстандарты списаны по приказу Министерства экономического развития. Теперь для всех применяется трудовой кодекс, а профстандарты являются жесткими только для субъектов 44-ФЗ. Для всех, кроме госслужащих применяется закон "О независимой оценке квалификации", а также Постановления Правительства РФ "Об особенностях применения профессиональных стандартов…", которому подчиняются почти все субъекты 223-ФЗ и 44-ФЗ", — рассказал Георгий Сухадольский.

Помимо этого, он напомнил о глобальном законопроекте, который обяжет перевести все закупки в электронную форму. Пока документ прорабатывается в Минэкономразвития, договоренности по нему все учтены, заверил Георгий Сухадольский, добавив, что законопроект стал достаточно комфортным и реалистичным для субъектов 223-ФЗ. Кроме этого, в нем есть возможность исключений. "По умолчанию все закупки будут проводиться в электронной форме, но заказчик в положениях о закупках может определить исключения, те, что будут проводиться не в электронной, а в бумажной форме", — пояснил эксперт.

По словам генерального директора электронной площадки РТС-тендер Виктора Степанова, перевод закупок в электронную форму уже продемонстрировал свою эффективность в сфере госзакупок, поэтому очевидно направление развития закупок и по 233-ФЗ. Сейчас госкорпорации ищут компромисс с Минэкономразвития. Закупки до 10 млн руб. будут переведены в электронную форму на универсальные электронные площадки, а для крупных закупок останется возможность их осуществления в удобной для госкорпораций форме, замечает Виктор Степанов. Таким образом, будет найдена "золотая середина", о чем сейчас и говорят многие эксперты.

Автор: Ангелина Жукова.