Главное об электронных закупках

Госзакупки: Виновные не наказаны

Колоссальная часть бюджетного пирога под названием "Госзаказ" в прошлом году оказалась "с душком". Из более чем десяти млрд. рублей, направленных в 2012 году на государственные закупки и заказ, по оценкам специалистов, как минимум 20 % были использованы не по назначению

Госзакупки: Виновные не наказаны

На днях Генпрокурор Юрий Чайка выступил перед членами Совета Федерации с докладом «О состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению за 2012 год». Из этого выступления все желающие могли узнать, что в 2012 году количество установленных случаев нарушений в сфере госзаказа серьезно увеличилось. Рост коррупции составил рекордные за последние десятилетие 25%, Генеральная прокуратура выявила более 46 тыс. нарушений, возбудила 171 уголовное дело. По словам Чайки, тяжелая необходимость заставила прокуроров в минувшем году радикально изменить подход к проведению надзорных проверок в сфере государственных закупок. Теперь проводится не только мониторинг конкурсной документации из открытых источников, но и проверка фактического исполнения работ. Это позволяет пресекать размещение заказов вне конкурса, а также препятствовать завышениям цен и лоббированию отдельных кандидатов.

Итак, 2012 году прокурорам удалось выявить 46 тысяч случаев нарушений. Это почти на четверть больше, чем в 2011 году. Возбуждено более 170 уголовных дел, некоторые из которых получили широкий общественный резонанс. По экспертным оценкам, наиболее коррупционные сферы, в которых госзаказ в нашей стране чаще всего приобретает яркий криминальный оттенок, — строительство, медицина, связь, здравоохранение, образование, ЖКХ, ВПК.

Активная «жатва» на этом бескрайнем поле — задача Счетной палаты и Следственного комитета. Впрочем, почему-то пока, не «снопуется». Количество «посадок» по этой теме не столь велико Большинству фигурантов коррупционных скандалов удается не только избежать справедливого наказания, но даже не попасть в черные списки ненадежный исполнителей. Так, реестр «Недобросовестных поставщиков» государственного сайта Закупки.Ру содержит всего немногим более… 5 000 компаний. Спрашивается, где остальные из 46 тысяч выявленных нарушителей?

Особо пышным цветом на ниве госзакупок в последние годы расцвел так называемый тендерный авантюризм. Когда компания мелкого пошиба пытается выиграть крупный тендер любой ценой — в основном, за счет радикального демпинга, то есть, существенно сбивая цену. Разумеется, столь значимый ценовой критерий позволяет ей в большинстве случаев получить контракт, который она просто не в состоянии, или изначально не намерена, грамотно исполнить в силу ограниченных средств и низкого уровня экспертизы. Результат: многочисленные арбитражные суды, взаимные претензии, не выполненные работы и «благополучно освоенные» бюджетные средства. Такая тактика часто дает свои плоды — потерпевшие государственные структуры во многих случаях склонны замалчивать такие прецеденты и оставлять госсредства за недобросовестно выполненные контракты в качестве «трофея победителю», дабы уйти от огласки и дальнейших разбирательств надзорных органов.

В применении этой тактики есть как дебютанты, так и компании -рецидивисты, за которыми тянется целый шлейф судебных производств. Типичная картина динамики претензий к одной из таких компаний, которая работает на рынке телекоммуникаций ООО «***»:

1. Департамент информационных технологий Москвы, усомнившись в добросовестности конкурсной заявки ООО «***», обращается в суд с требованием признать незаконными и отменить протоколы 2-х открытых конкурсов на проведение работ по обустройству подъездного и дворового видеонаблюдения. Рассмотрение дела длится около 8 месяцев и завершается вынесением решения в пользу департамента.

2. Наступив 2-й раз не те же грабли под названием ООО «***», все тот же Департамент информационных технологий города Москвы требует пересмотреть итоги еще 2-х открытых конкурсов и 2-х госконтрактов в области информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрение данного дела длилось около 11 месяцев и завершилось вынесением решения в пользу все того же департамента.

3. Министерство образования Пермского края обращается в краевой арбитраж с иском о расторжении госконтракта с ООО «***» в претензии на недобросовестность компании. Назначено следствие, и, в случае удовлетворения претензий Министерства, ООО может быть внесено в реестр недобросовестных поставщиков.

Подобный путь проходят многие компании, благополучно и безнаказанно практикующие мягко говоря сомнительные модели тендерного поведения. Правда, их названия вы почему-то не обнаружите в Реестре недобросовестных поставщиков. Более того, такой кавалерийский напор делает востребованными их руководителей даже в госорганах. Например, учредитель и гендиректор вышеупомянутого ООО «***», совсем недавно был приглашен… в Минкомсвязь на должность советника министра. Видимо, его опыт так впечатлил чиновников, что они решили его перенять. В обязанности новоиспеченного зама, предположительно, будет входить как раз кураторство тендерной деятельности Министерства связи России. Может статься, у юрисконсультов Минкомсвязи прибавитс, а там — и у Следственного Комитета работы в скором будущем прибавится.