Главное об электронных закупках

Госзакупки станут прозрачнее

Поставщики откроют лицо, если Минэкономразвития введет новые правила раскрытия бенефициаров при заключении контрактов на госзакупки. Так ведомство отреагировало на слова премьера об усилении контроля при проведении торгов. Минимальной суммой контракта, которая потребует раскрытия информации, чиновниками предполагаются 50 миллионов рублей, а оглашению подлежат лица, кто владеет в капитале участника торгов не менее чем 10% акций

Госзакупки станут прозрачнее

Контрактная система подразумевает общественный контроль. Руководитель межотраслевой торговой системы "Фабрикант.ру" — Сергей Габестро- напоминает о недавней инициативе премьер-министра насчет госзакупок:

"То, что говорит власть: "Давайте, общественность! Мы готовы чтобы вы контролировали!" — это надо реализовать сейчас. А если мы ставим тему в 50 миллионов, то это будет неэффективно, будет только увеличивать непроизводственные затраты компаний".

Предложение Минэкономразвития — чтобы во всех сделках по госзакупкам на сумму свыше 50 миллионов рублей раскрывались имена владельцев более чем 10%-ного пакета контрагентов — здравое по сути, отмечает старший юрист компании "Арт де Лекс" Ярослав Кулик. Но размер критического пакета нуждается в уточнении:

"Слишком низкий порог может негативно сказаться на сфере госзаказа. Классический порог — в 50%+1 голос может не дать результатов, которые ждет государство".

Государство, по словам высших чиновников, ждет прозрачности, уменьшения коррупции и большей эффективности от бюджетных закупок. Но модель, предлагаемая чиновниками нежизнеспособна, считает Сергей Габестро из компании "Фабрикант.ру", — ведомство просто задохнется в потоках информации:

"Есть мнение экспертов, что Минэкономразвития, когда будет вводить подобные требования, с трудом сможет администрировать. Вот есть контракты — от 1 миллиарда рублей, давайте отработаем их — насколько трудозатратно? А потом начинайте понижать сумму контрактов, чтобы большее их число попало в плоскость мониторинга".

Для тех, кто выбрал госзакупки способом незаконного обогащения, любые нормативы не станут препятствием, уверенСергей Габестро, — просто контракт можно разбивать на части:

"Жулики, наверное, будут стараться дробить, но это не может вечно продолжаться. Допустим, я — руководитель какого-то ведомства, я задам вопрос своим подчиненным: а зачем мы контрактуем каждый квартал вот эту позицию? Давайте отражать это годовым контрактом! Если у руководителя будет мотивация делать закупки прозрачными, то это станет на круги своя, а эффективность будет расти".

Споры вокруг прозрачного порога отсечения сделок по госконтрактам, стали лишь частью большой дискуссии, во главе которой стоят ФАС и Минэкономразвития. Позиция первого ведомства: нужно править и дополнять действующий 94-й закон. А подчиненные Эльвиры Набиуллиной настаивают на полной смене законодательства, отмечает Ярослав Кулик из компании "Арт де Лекс": 

"Подходы, которые предлагает Минэкономразвития, изменят процедуры закупок, что у ряда экспертов вызывает опасения. С другой стороны, заплаточная тактика по 94-му закону тоже подвергается критике экспертов и профессиональных организаций".

И до тех пор, пока неясна база, на которой будут строиться даже самые позитивные инициативы, их судьба будет оказываться незавидной. К тому же, желающих выставлять себя напоказ среди исполнителей контрактов до сих пор находилось немного.  

Статьи по теме