Главное об электронных закупках

Госзакупки Санкт-Петербурга: научились ли госзаказчики экономить

Активисты "Общественного контроля" заявили о подведении первых итогов "Госзаказа недели". Суть проекта – еженедельное обнародование самых дорогих госзаказов, объявленных в Санкт-Петербурге. Результаты показали: петербургские заказчики так и не научились экономить, заказы на большие суммы получают единственные поставщики, а цена вместо снижения в некоторых случаях даже повышается.

Госзакупки Санкт-Петербурга: научились ли госзаказчики экономить

Как известно, проект "Госзаказ недели" был запущен полгода назад.  К вниманию принимались только заказы, касающиеся непосредственно города и заказы зарегистрированных в Петербурге госкомпаний, относящиеся к их деятельности в целом. Госзакупки для других регионов, исполнителями которых оказывались предприниматели c формальной петербургской пропиской, не учитывались.

Таким образом, за 6 месяцев было проанализировано 28 конкурсов общей стоимостью 104,5 млрд рублей. Фактически было подписано контрактов на сумму 97,9 млрд рублей. Кажется, экономия очевидна – 6,6 млрд рублей. Но реальная ситуация совсем не такая, как очевидная.

Стоит подчеркнуть, что два конкурса (почти на 3,5 млрд рублей) пока не завершены. Один госзаказ отменили и еще один стоимостью 1,1 млрд рублей признали несостоявшимся. Итоги о еще двух конкурсах (на 965 млн и 2 млрд рублей) на официальном сайте госзакупок не опубликованы. Таким образом, если сложить все названные суммы, по результат окажется абсолютно противоположным – эффективность проанализированных госзакупок будет отрицательной.

Активисты назвали несколько причин возникновения подобной ситуации. Во-первых, это неконкурентность госзакупок. 13 из 28 самых дорогих заказов были сделаны у единственного поставщика, часто – у аффилированной компании. Например, приобретение "Транснефтью" недвижимости у собственной "дочки" (заказ стоимостью 8 млрд рублей) или поставка газа от одной структуры "Газпрома" к другой.

Во-вторых, в объявленных дорогостоящих конкурсах, как правило, участвовало немного потенциальных исполнителей, мало того, на участие в двух госзакупках вообще не было подано заявок, еще два конкурса имели только по одному потенциальному исполнителю. На такое же количество конкурсов было подано по две, три и четыре заявки, причем ту госзакупку, которая собрала четыре участника, отменила ФАС.

В конечном итоге, реальная чистая экономия составила всего 1 млрд рублей.

Вместе с тем, активисты акцентируют внимание на наличии фактов завышения стоимости контракта. В качестве примеров приводятся упомянутая выше госзакупка "Транснефти" (начальная стоимость этого договора составляла 6,8 млрд рублей, но соглашение было подписано на сумму 8 млрд рублей) и заказ от компании "ТГК-1" на достройку двух бизнес-центров (начальная цена была заявлена в размере 2,4 млрд рублей, контракт был подписан на сумму 2,8 млрд рублей).

Стоит подчеркнуть, что, по выводам активистов, похожая ситуация наблюдается не только в Санкт-Петербурге, но и по всей стране в целом. Становится очевидно: чем выше стоимость заказа, тем меньше конкуренция.

По поводу представленных результатов рассуждает профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Андрей Заостровцев. Он подчеркивает, что нельзя надеяться на то, что ситуация изменится в лучшую сторону после принятия новых законов. Те, которые действуют на данный момент – достаточно хорошие, при их составлении была учтена практика государств, где система госзакупок достаточно прозрачная, а факты коррупции или махинаций с госзаказами – редкость. Профессор подчеркивает – в первую очередь должно измениться общество. Непосредственно от закона зависит кое-что, но далеко не все.