Главное об электронных закупках

Госзакупки с неувязками

На заседании коллегии Счётной палаты РФ рассматривался вопрос подготовки аналитической записки о результатах мониторинга эффективности использования бюджетных средств, которые направлялись в третьем квартале на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

Госзакупки с неувязками

Сделанный экспертами вывод неутешителен. Существенного повышения эффективности закупок пока не произошло. Действующие нормы как не обеспечивали единство подходов к регулированию всего цикла государственных и муниципальных закупок, так и не обеспечивают. Как следствие – остаются возможность оплаты невыполненных работ, необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными и недобросовестными исполнителями. В итоге расходы бюджетных средств за квартал произведены с нарушением требований правовых актов и составили 8,5 миллиарда рублей.

Выступая в прошлом году с Посланием Федеральному Собранию, Президент Дмитрий Медведев отметил, что ситуация с госзакупками вышла за грань разумного. «По самым скромным оценкам, – заявил он, – нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты», и просто нецелевые расходы составляют не менее триллиона рублей». И поставил задачу – начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках.

Действующий Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за время своего существования стал своего рода чемпионом по внесённым в него поправкам. Не обошлось без них и нынче. Понадобилось срочно наводить порядок с размещением заказов на получение медицинского оборудования, по закупкам которого были выявлены масштабные нарушения – в частности по томографам.

На своём последнем пленарном заседании депутаты Государственной Думы пятого созыва также разбирались с Законом №94-ФЗ. В частности, предполагалось рассмотреть поправки, в соответствии с которыми можно было бы размещать госзаказ в строительстве не только с помощью открытых электронных аукционов, но и конкурсов. Но такой подход вызвал неоднозначную реакцию. Федеральная антимонопольная служба выступила против, тогда как Минэкономразвития выступало «за». В итоге проект не обрёл окончательную форму закона, и делать это придётся депутатам уже нового созыва.

Вместе с тем, сейчас всё больше говорится о переходе на федеральную контрактную систему, которая, как считают её сторонники, позволит эффективно использовать ресурсы и получать надлежащее качество поставляемых товаров, работ и услуг. Минэкономразвития уже подготовило соответствующий законопроект, но многие специалисты к нему отнеслись критически, считая, что предлагаемые нормы просто возвращают всё к коррупционной практике 90-х годов прошлого века. Ещё одно серьёзное замечание – для реализации закона необходимо будет подготовить и принять более 50 новых подзаконных актов! Эксперты считают, что отдельные положения проекта детально, это очень важно, не прописаны, поэтому и такая надежда на нормативные акты.

Депутаты Государственной Думы шестого созыва приступили к работе. Им ещё предстоит определить первоочередные планы законотворческой работы. Хотелось бы, чтобы вопросы, связанные с госзакупками, не остались на втором плане.