Главное об электронных закупках

Госзакупки рекламных и PR услуг в 2014 году обошлись заказчикам в 40 млрд. рублей

Портал "Госзакупки" и агентство "iMARS Communications" провели совместное исследование рынка тендеров, связанных с закупкой коммуникационных услуг. По итогам анализа, общая сумма затрат на них госкомпаний, госструктур и компаний с государственным участием за 2014 год составила почти 40 млрд. руб.

Госзакупки рекламных и PR услуг в 2014 году обошлись заказчикам в 40 млрд. рублей

В результаты включены тендера на комплексное PR-сопровождение деятельности различных компаний, организационные и event-мероприятия, закупки сувенирной продукции, рекламная активность, маркетинговые исследование и прочие коммуникационные услуги.

Эксперты анализировали только те закупки, которые были осуществлены по ФЗ-223, 94 и 44. Согласно нормам этих законов, проводимые по ним тендерные процедуры должны публиковаться на портале «Госзакупки». Тендеры по этим закупкам госструктуры и бизнес-компании могут проводить как самостоятельно, так и на специализированных площадках. Доступность подавляющего большинства конкурсных условий дало возможность аналитикам оценить объем всего рынка коммуникационных услуг в сфере госзакупок.

Исследование проводилось для определения тенденции рынка коммуникаций на 2015 год. Открытость тендеров компаний, проведенных по ФЗ-44, ФЗ-223 и ФЗ-94 в 2014 году позволила оценить реальный объем средств, направленных на закупку услуг этой сферы. Владимир Ступников, занимающий пост директора по вопросам развития iMARS Communications, уточнил, что анализу не поддавались закупки, которые были отменены по тем или иным причинам.

Объем коммуникационного рынка 2014 года общей суммой 36,69 млрд. рублей распределился следующим образом:

  • на организацию информационных, рекламных и PR кампаний, а также на размещение таковых в СМИ было израсходовано 14,19 млрд. рублей;
  • на интернет коммуникации (найденных, в частности, по таким ключевым запросам, как “продвижение в соцсетях”, “продвижение сайта” и “создание и разработка сайта”) было заказано услуг на сумму 3,816 млрд. рублей;
  • на организацию мероприятий (по ключевым запросам “выставки, спартакиады и конференции”, “организация протокольных и деловых мероприятий” и “торжественные мероприятия”) в 2014 году ушло 17,664 млрд. рублей;
  • на закупку сувенирной продукции (найденных по фразам “брендинг”, “полиграфия”, “сувениры” и прочие) потрачено 4,02 млрд. рублей.

Если рассматривать отдельные периоды госзакупок 2014 года, то можно отметить их весомую разницу между собой. Такая динамика объясняется редкими объявлениями масштабных закупок на большие суммы. К ним можно отнести проведение федеральных PR и рекламных кампаний, а также организацию и проведение концертных и развлекательных мероприятий в городах-миллионниках.

Самый высокий рост объема закупок коммуникационной сферы зафиксирован в первом и последнем кварталах 2014 года. Обусловлено это планированием закупок на предстоящий год или же на следующий. Так, летом 2014 года наблюдалось снижение объявляемых тендеров почти в два раза, а к Новому году был заметен всплеск активности заказчиков, которые закупали сувениры и подарки и заказывали торжественные мероприятия.

Владимир Ступников отмечает повышение конкуренции в сегменте коммуникационных услуг на госзакупках. По его словам, в 2014 году на крупный тендер подавало участие 3-4 претендента, и то не всегда. Но начало 2015 года показывает значительное повышение интереса исполнителей к госзаказам – в среднем, в одном конкурсе на закупку коммуникационных услуг принимает участие до 10 компаний, что считается нормой. Ступников связывает повышение спроса на заказы с сокращением маркетинговых бюджетов и их пересмотром накануне 2015 года.

Если посмотреть на тендера коммуникационной сферы услуг, стартовавшие в начале 2015 года, можно сделать вывод о корректировки их бюджетов не больше 15%. Однако этот показатель нельзя брать за основу для прогноза на весь 2015 год ввиду нестабильной ситуации в России и во всем мире.