Главное об электронных закупках

Госзакупки по новому закону: плюсы и минусы

Не так давно руководитель ФАС России Игорь Артемьев озвучил цифру в 500 млрд руб. – Именно столько бюджетных денег было сэкономлено за 3 года и потрачено, по его словам, на нужды здравоохранения, образования и науки благодаря принятому в 2005 году Федеральному закону № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Закон упорядочил ситуацию в сфере размещения государственного и муниципального заказа и обеспечил реальную конкуренцию за него. Возможность их размещения у аффилированных хозяйствующих субъектов теперь полностью исключена, а малый и средний бизнес получил новый стимул развития на целом ряде рынков. Таким образом был создан механизм настоящей борьбы с коррупцией. 

Успехи очевидны. За прошедшее время создано общее информационное пространство, правила игры стали едиными и прозрачными. Они позволяют бизнесу эффективно развиваться, а государству закупать необходимые товары и услуги по более низким ценам. Такая возможность появилась благодаря единому федеральному Интернет-порталу для заказчиков и участников размещения заказа, объединяющему все официальные сайты по закупкам. Стало невозможно ограничивать количество участников размещения заказа путем создания искусственного дефицита информации о заказе.

В отличие от ранее действовавшей системы осуществления госзакупок, в законе установлен закрытый, исчерпывающий перечень возможных требований к участнику торгов. Теперь заказчик обязан заранее устанавливать критерии оценки и сопоставления заявок, а также значения этих критериев, поэтому произвольное определение победителя торгов исключено.

Вариантов злоупотребления и ограничения конкуренции на торгах стало гораздо меньше из-за снижения коррупционного потенциала органов власти при их осуществлении. Однако проблемные моменты остаются по сей день. И это вполне естественно. Ни один новый закон не может получиться идеальным сразу, всегда требуется время для устранения неточностей и пробелов в нем.

Отличие между отечественной и иностранной системой госзакупок заключается в разнице приоритетов. Как и в России, за рубежом цена контракта является основным критерием при оценке конкурсных заявок. Однако высокое качество выполненного заказа – не менее важный фактор. У нас же в заявке на участие прописывают цену и иногда срок исполнения заказа, а все остальное по желанию. Имеет смысл перенять опыт иностранных коллег, обратив внимание на качество и технические характеристики товара, работ или услуг. Например, руководитель Департамента развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев предлагает внедрить механизмы, которые бы позволяли, а порой даже и заставляли госзаказчиков приобретать инновационную продукцию. Таким образом мы не только повысим качество поставляемой по госконтракту продукции, но и окажем колоссальную поддержку инновационному бизнесу страны.

Если обратиться к практике проведения торгов в строительной отрасли, то её несовершенство видно практически сразу. Отмечу, что все мероприятия, связанные с организацией и проведением процедур размещения заказа на подрядные работы, в том числе проектные и изыскательские работы, всегда были и остаются наиболее трудновыполнимыми для заказчика.

В первоначальной редакции Закона № 94-ФЗ вообще не было упоминания о строительных подрядах. А сегодня это одна из самых актуальных и проблемных для нас тем. Уже с 1 января 2008 года размещение заказов на выполнение работ по строительству новых объектов, а также реконструкции и капитальному ремонту действующих объектов капитального строительства осуществляется только путем проведения аукциона. С 1 января 2010 году размещение заказа с начальной ценой до 50 млн рублей будет происходить исключительно путем электронного аукциона. Однако до сих пор у большинства заказчиков нет практического опыта по их организации. Мы постоянно встречаемся с прецедентами необоснованного демпинга, который приводит к некачественному осуществлению работ, что в свою очередь влечет снижение безопасности объектов капитального строительства. Нередко работы по ликвидации недоделок перекладываются на собственников в процессе эксплуатации объекта.

Несовершенство законодательства, низкая технологичность проведения аукционов и недостаточный контроль хода реализации разыгранных лотов сказываются крайне отрицательно на работе строительной отрасли. В конечном итоге сроки строительства затягиваются, а убыток от долгостроя зачастую превышает суммы снижения на подрядных торгах.

При этом многие забывают, что в самом законе предусмотрен комплекс мер, который позволяет размещать заказ максимально результативно. Для того, чтобы найти наиболее выгодного поставщика и не бояться его недобросовестности, можно потребовать то него экономическое обеспечение исполнения контракта, предусмотреть разумное авансирование и четкую поэтапную приемку.

В заключение отмечу, что совсем недавно Минэкономразвития подготовило концепцию Федеральной контрактной системы (ФКС), которая должна будет совершенствовать сферу госзаказа. По задумке ее создателей, система должна обеспечить работу полного технологического цикла обеспечения госнужд. Иначе говоря, сейчас государство с помощью 94-ФЗ кнотролирует только размещение заказа. При этом ограничение конкуренции действительно исключено, однако трудности начинаются после завершения торгов и подведения их результатов. Острый дефицит регулирования ощущается при исполнении госконтракта, мониторинге, приемке и использовании результатов работ, управлении созданными активами.

 Предполагается, что данная система должна быть сформирована постепенно, в 2010-1015 годах. Она позволит свести все данные о госзакупках воедино. Поэтому можно смело утверждать, что все трудности, с которыми мы сталкиваемся сегодня, носят временный характер и подлежат разрешению в ближайшем будущем.