Главное об электронных закупках

Госзакупки избавят от фальшивых поручителей

Поставщикам могут разрешить не предъявлять обеспечение по контракту. О рисках, связанных с фальшивыми договорами, ранее заявляла глава Рособоронпоставки Надежда Синикова. По ее словам, почти в 70% случаев предоставления поручительств документы оформлялись с нарушениями или были сфальсифицированы, а предприятия-поручители являлись фирмами-однодневками

Госзакупки избавят от фальшивых поручителей

Депутаты Госдумы от «Единой России» предлагают исправить закон о госзакупках и разрешить поставщикам не предоставлять договоры поручительства, которые сейчас служат обеспечением по госконтрактам. Действующий закон позволяет заказчику в ряде случаев требовать такого обеспечения либо в форме договора поручительства, либо банковской гарантии или передачи заказчику в залог требуемой суммы: размер обеспечения составляет от 10 до 30% стоимости контракта.

Инициатором изменений является глава комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. Как пояснил депутат «МН», на практике договор поручительства является неэффективным. Зачастую участники размещения заказов предоставляют по договорам несоответствующие законодательству или просто поддельные документы.

О рисках, связанных с фальшивыми договорами, ранее заявляла глава Рособоронпоставки Надежда Синикова. По ее словам, почти в 70% случаев предоставления поручительств документы оформлялись с нарушениями или были сфальсифицированы, а предприятия-поручители являлись фирмами-однодневками.

Замдиректора Центра эффективных закупок «Тендеры.ру» Василий Ермаков поддерживает устранение договоров поручительства из закона о госзакупках. Ермаков утверждает, что для добросовестных крупных поставщиков поручительство является удобной формой обеспечения по контракту, которая не требует дополнительных затрат. Однако наряду с этим, отмечает эксперт, некоторые фирмы-однодневки строят теневой бизнес по выдаче заведомо ложных поручительств. «Сегодня в законе есть критерии, которым должен соответствовать поручитель, но не оговаривается количество возможных поручительств», — отмечает Ермаков. На практике это приводит к превращению поручительства в отдельный бизнес, когда компания одновременно выступает поручителем по контрактам, стоимость которых во много раз превышает уставной капитал. При этом во всех случаях такой псевдопоручитель получает деньги за свои услуги.

Эксперт считает, что для повышения эффективности действующей системы госзакупок следующим шагом должно стать разрешение заказчику во внесудебном порядке разрывать отношения с не выполнившим контракт поставщиком. Сейчас заказчик должен доказывать свою правоту в суде, что при существующем законодательстве «долго и сложно».