Главное об электронных закупках

Госзаказ реставрационной сферы работ теряет доверие экспертов отрасли

Контрактная система госзакупок зарекомендовала себя в сфере реставрационных тендеров достаточно неплохо, но недавние аресты высокопоставленных чиновников Минкульта показали нам другую картину. Журналисты издания "Коммерсантъ" опросили экспертов, знающих о положении дел на рынке госзакупок реставрационных услуг и работ.

Госзаказ реставрационной сферы работ теряет доверие экспертов отрасли

Государственный эксперт и член Международного совета по сохранению памятников Наталья Троскина отметила, что системы госконтрактов в реставрационной сфере работ использовалась еще в дореволюционной России. Но от былой системы в нынешнем варианте  осталось только плохое. Сначала в системе госзаказов использовалась балльная шкала, учитывающая опыт работы претендентов на победу в тендере, их репутацию на рынке. То есть, если компания ранее работала на Кремль, то получала серьезный плюс на госзакупках перед новичками рынка. Но балльная оценка постепенно девальвировалась, госзаказчики стали оценивать участников закупок лишь по предлагаемой ими цене.

К чему это привело можно судить по реставрационным работам в Кремле, продолжает Троскина. На соответствующие госконтракты стали подряжаться люди, не имеющие подготовки. Впоследствии они были вынуждены привлекать субподрядчиков, которым платили копейки. Среди таких субподрядчиков выступали работники Государственного НИИ реставрации, годами трудившиеся в Кремле и готовые ради сохранения памятников на все. Но сейчас даже этих специалистов не берут в подряд, а контроля результата реставрации нет.

Председатель Московского областного отделения ВООПИиК Евгений Соседов также видит проблемы в нынешней системе госзаказа. Объекты культурного наследия сейчас реставрируют организации, не имеющие нужного опыта и знаний, а те, которые имеют связи  в госорганах или соглашаются давать «откаты». Примером можно привести организацию «Балтстрой», получающую крупнейшие госзаказы, но результаты работы которой приводят к нанесению ущерба памятникам. Тревожные сигналы о проводимой реставрации поступают и из Новодевичьего монастыря, предупреждает Соседов.

Особенно негативно непрофессиональная работа сказывается на реконструкции памятников деревянного зодчества, так как квалифицированных специалистов в этой сфере сейчас крайне мало.

Есть вопрос и контроля за реконструкционными работами. Сейчас работу исполнителей контролируют представители региональных органов охраны наследия. Но в этих организациях не хватает специалистов из нужных сфер. Более того, проектную документацию заказчики утверждают иногда даже не глядя на нее, и не ведут никакого контроля за работой.

Лидер градозащитного движения «СпасГрад» Нижнего Новгорода Анна Давыдова отмечает известность того факта, что бюджетные деньги госструктуры выделяют подрядчикам в конце финансового года, устанавливая минимальные сроки на реставрацию объектов. Научная реставрация за это время проведена быть не может, а те исполнители, которые берутся выполнить соответствующие госконтракты, сокращают время работы над объектом за счет отказа от предварительных исследований, архивно-библиографических изысканий, проектных работ и поиска аутентичных материалов. Происходит это из-за того, что победителем госзакупок признают того участника, который назначает наименьшую цену. Из этих денег потом чиновники получают свои «откаты», огромные суммы отчисляются 3-ем экспертам государственной историко-культурной экспертизы. В итоге, на сами реставрационные работы остается минимальная сумма.

Член президиума Союза реставраторов РФ и главный архитектор Центральны научно-реставрационных проектных мастерских Сергей Куликов считает, что в сфере госзаказа реставрационных работ стоит ввести профессиональную ответственность, повышать точность и корректность технических заданий закупочных документов, оценивать стоимость проведенных работ, вводить лицензирование специалистов и компаний, работающих в реставрационной сфере.

Сергей Куликов также отметил важность создания правовой основы в сфере сохранения культурного наследия. Нужны регламенты, национальные стандарты, методические рекомендации, перечислил он.