Главное об электронных закупках

Государство вводит новый способ определения начальной стоимости контракта – систему референтных цен

В отношении закупок государства и госкомпаний предлагается применять новый ценовой ориентир – референтную цену, сформированную по прежним контрактам. Соответствующие поправки, подготовленные Минэкономразвития, уже опубликованы на сайте regulations.gov.ru. Как ожидается, эти цены станут одним из способов определения начальной стоимости госзакупки или закупки госкомпании.

Государство вводит новый способ определения начальной стоимости контракта – систему референтных цен

Стоит отметить, что на сегодняшний день уже используется нечто подобное – метод сравнения рыночных цен на похожие товары. В этом случае к вниманию берется три предложения и из них выводится средняя стоимость, которая и считается среднерыночной. Управляющий партнер "Ценовых и контрактных решений" Евгений Вдовин отмечает: говорить в этом случае об объективности не приходится. Таким образом, получается, что цены госзакупок из-за невозможности провести полноценный анализ рынка оказываются на 10-15% выше среднерыночных.

Идея расчета средней стоимости заказа как ориентира в госзакупках обсуждалась уже давно. Еще год назад, в декабре 2015-го, замминистра Евгений Елин отмечал, что после запуска в 2017 году в единой информационной системе единого каталога товаров, начнут устанавливать референтные цены. Стоимость будет определяться, как минимум, по 10-ти контрактам, подписанным в конкретном округе.

Пока еще неясно, как именно будет проходить процедура расчета референтной цены. На данный момент, сообщают в Минэкономразвития,  известно только то, что весь процесс вывода конечной суммы из уже подписанных договоров опишут в официальном акте правительства, а в определении окончательного показателя будут учитывать инфляцию. Также в ведомстве уточнили, что созданием программного обеспечения для подсчета референтных цен уже занимаются в казначействе. 

Эксперты в вопросе о введении системы референтных цен в основном единогласны. Первый проректор ВШЭ Александр Шамрин, например, отмечает, что предлагаемый способ определения стоимости госзакупок и закупок госкомпаний даст более полную картину о системе государственного заказа. Но чтобы система референтных цен заработала, необходимо сравнивать только сопоставимые позиции, а для этого требуется полноценный работающий единый каталог товаров, работ и услуг, в котором будет только идентифицированная продукция. Ведь сейчас наблюдается другое: у одной и той же бумаги, например, могут быть совершенно разные наименования и разные коды, а в условия контрактов могут включаться несколько позиций. Таким образом, при расчете референтных цен необходимо принимать к вниманию только контракты с единичным товаром, подписанные в единичных рыночных условиях.

Евгений Вдовин, аналитик "Ценовых и контрактных решений" добавляет, что при составлении референтной цены необходимо использовать данные не только единой информационной системы, но и свободного рынка, и в качестве примера приводит опыт Москвы, где в процессе экспертизы сравниваются еще и цены портала поставщиков. Вместе с тем, отмечает Вдовин, на полноценный запуск единого каталога товаров, работ и услуг уйдет, как минимум, несколько лет.

А вот соучредитель Бюро контрактной информации Ольга Анчишкина не видит необходимости во введении системы референтных цен для госзакупок и закупок госкомпаний. Она подчеркивает, что референтная цена – это неизвестная рынку административная конструкция. Она имеет все шансы стать одним из многочисленных и неработающих нововведений, как, например, начальная цена контракта. Таким образом, непонятно, зачем тратить время и средства на запуск новой системы, если уже сейчас можно отслеживать цены или создать электронный магазин, как "Яндекс.Маркет". В бюро контрактной информации, например, подчеркивает его руководитель, уже давно регулярно выводят средние, средневзвешенные и минимальные цены госзакупок.