Главное об электронных закупках

Госкомпании стали закупать IT решений больше в 2014 году, а госорганы — меньше

Государственные компании и корпорации в 2014 году закупили у западных IT-вендоров продукции на сумму 17,6 млрд. рублей. Эта сумма на 53% больше суммы средств, выделенных на аналогичные покупки в 2013 году. При этом покупки у тех же вендоров (Microsoft, Cisco, Oracle и SAP) со стороны муниципальных и госорганов снизились на 34% до суммы 1,18 млрд. рублей. Проанализировав ситуацию, Ассоциация электронных торговых площадок видит несколько возможных причин такого дисбаланса.

Госкомпании стали закупать IT решений больше в 2014 году, а госорганы — меньше

Основное обстоятельство, сказавшееся на резком изменении объемов закупок IT-продукции у госкомпаний и госорганов, связано с тем, что их деятельность в области госзакупок регулируется разными законами, считает АЭТП. Вступивший в силу с начала 2015 года более требовательный федеральный закон под номером 44 заменил 94-ФЗ. По новому законодательству в процедуре госзакупок должны обеспечиваться банковские гарантии и устанавливаться критерии оценки претендентов, а за нарушение требований процедуры госзаказчику вменяется штраф.

Сергей Калинин из компании «Открытые технологии» считает, что в сравнении с 44-ФЗ, регулирующим госзакупки государственных органов, 223-ФЗ, описывающий правила закупок для госкомпаний, содержит более лояльные нормы, позволяя заказчикам осуществлять организацию тендеров по своему регламенту.

Сергей Габестро, гендиректор торговой площадки Fabrikant.ru объясняет, что 44-ФЗ предполагает создание конкуренции в сфере госзакупок среди подрядчиков госорганов. А 223-ФЗ, наоборот, позволяет заказчику объяснить в условиях к тендеру необходимость закупки у единственного поставщика. Это условие может быть выгодно использовано компаниями и корпорациями, связанными с государственными ведомствам, но не ними самими.

Габестро считает, что рост закупок, проводимых по 223-ФЗ, и одновременный спад госзакупок по 44-ФЗ может быть связан с разницей в жесткости законодательных норм в осуществлении по ним тендерных процедур. Предусматривая сложности с осуществлением тендеров по 44-ФЗ, госведомства переводили их на подведомственные им организации и заключали контракты по 223-ФЗ, считают эксперты. Такая схема деятельности прослеживается не только в области закупок IT-товаров, но и во всем секторе госзакупок, соглашаются с Сергеем Габестро Илья Массух, занимающий должность президента Фона информационной демократии, и Антон Назаркин, председательствующий в оргкомитете Национального рейтинга прозрачности закупок.

Нельзя назвать действия чиновников противоправными, считает Габестро, но сказать, что их  действия недобросовестны – вполне. Несмотря на большую свободу действия, которую дает регламент 223-ФЗ, федеральный закон не стимулирует конкуренцию, растрачивая бюджетные средства, говорит Назаркин. Он уверен, что для госкорпораций и госаппарата нужно предусматривать единые правила игры, так как их потребности одинаковы. При этом Антон предлагает позаимствовать нормы 44-ФЗ ввиду его большей прозрачности.

Государственным регулирующим органам проблема с подменой законов о госзакупках известна. В первых числах декабря прошедшего 2014 года после доклада бизнес-омбудсмена Бориса Титова Игорь Шувалов, занимающий пост первого вице-премьера, дал поручение исполнительным органам власти выявлять такие госзаказы.

Константин Михайленко, директор по развитию АЭТП, видит причину изменения процентного соотношения IT-закупок в других обстоятельствах. Заранее зная о введении с начала 2014 года в действие закона 44-ФЗ госведомства могли свои крупные заказы провести под конец 2013 года. Это объяснило бы спад объемов закупок государственными и муниципальными ведомствами в 2014 году, считает Константин. А рост IT-закупок Михайленко объясняет расширением законодательных норм о госзакупках – если до 2012 года на него могли ориентироваться только госкомпании и госкорпорации, то позже по нему могли работать также их дочерние предприятия.

Что же касается участия на рынке госзакупок IT-товаров отечественных производителей, то среди них отмечен рост продаж. Так, Павел Гонтарев из IT-компании «SAP СНГ» говорит об увеличении реализации их продукции госкомпаниям в 2014 году. Общий же процентный сбыт их IT-товаров в соотношении с предложениями иностранных компаний составляет 5%.

Юлия Кржешовская, начальник управления, связанного с работой с госагентствами фирмы «Техносервис», привносит в тему обсуждения информацию о том, что бюджеты 2013 и 2014 годов у госведомств одинаковы. Соглашается с ней и Массух, добавляя сведения о неизменной процентной составляющей софта и оборудования в IT-закупках.