Милоионы на модернизацию
Как удалось выяснить «КП», опасения блогеров оказались не напрасными: многолетний поставщик тканей для Минобороны Брянский камвольный комбинат (ОАО «БКК») решением Брянского арбитражного суда был признан банкротом еще в 2011 году. Сейчас компания переживает процедуру конкурсного управления. Но еще до ее завершения можно с уверенностью сказать: расcчитаться с задолженностью, сумма которой перевалила за 700 млн. рублей, и продолжить свою деятельность комбинат не сможет.
Парадоксально, но факт, причиной столь бедственного положения ОАО «БКК» стала деятельность одного человека, а именно гендиректора компании Евгения Томака. Начиная с 2006 года перед компанией открылись блестящие перспективы. Предприятие в первый раз выиграло тендер Минобороны на 320 млн. рублей. Поскольку ОАО «БКК» является фактически монополистом на рынке, оборонное ведомство не отказывалось от его услуг и впоследствии. В начале прошлого года комбинат стал участником инновационного проекта Минпромторга — ведомство разместило госзаказ на изготовление опытной партии шерстяных тканей Super 100, выделив на это 66 млн. рублей. Выглядело это странно. Ткань Super 100 присутствует на рынке уже много лет и никак не может считаться «инновационной технологией». Но в том же, 2011 году Минпромторг принимает решение о выделении предприятию 88 млн. рублей для модернизации технологических линий и систем лабораторного оборудования.
Казалось бы, банкротство — это последнее, что может грозить столь процветающему производству. Но летом прошлого года в Брянский арбитраж поступает исковое заявление от регионального управления Федеральной налоговой службы — у ОАО «БКК» имеется задолженность по уплате налогов и прочих платежей в бюджет в размере более 23 млн. рублей. И, как выясняется, расплачиваться комбинату нечем. Обласканный многолетними заказами оборонного ведомства комбинат вдруг оказался банкротом!
Долги — на слабого
Секрет прост: вот уже много лет гендиректор компании Евгений Томак в основном занимается развитием собственного бизнеса, а по долгам приходится расплачиваться Брянскому камвольному комбинату. Любимое детище Евгения Томака — компания «Универмаги Л». В 2007 году на нее Томак оформил сразу два многомиллионных кредита в банке ВТБ — на 118,5 млн. рублей и на 18,5 млн. рублей. Деньги Евгению Томаку понадобились для открытия сети мультибрендовых универмагов одежды Plato, соответствующие планы руководство «Универмагов Л» озвучило в 2008 году. Но уже летом 2009 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти рассматривает заявление о банкротстве ООО «Универмаги Л» и сети универмагов Plato. Интересно заметить, что иск о банкротстве подает само руководство компаний, ссылаясь на бедственное финансовое положение и невозможность рассчитаться по кредитам.
Также непонятно, куда смотрит внешний управляющий комбинатом и служба судебных приставов, которые не торопятся взыскивать долги даже перед налоговой. Ведь в том же, 2009 году ООО «Универмаги Л» заключает соглашение с ОАО «БКК», которое принимает на себя обязательства по выплате кредитов компании-партнера. Естественно, справиться с дополнительной финансовой нагрузкой Брянскому камвольному комбинату не удается.
Причем, похоже, к будущему банкротству ОАО «БКК» Евгений Томак подготовился заранее: в 2010 году по тому же адресу регистрируется некое ООО «Брянский камвольный комбинат», которое на сегодня продолжает вести хозяйственную деятельность на оборудовании, очевидно, арендованном у одноименной компании-банкрота. Это обстоятельство, кстати, вполне могло бы стать предметом особого интереса службы судебных приставов, которые, несмотря на вступившее в законную силу решение суда, почему-то не очень торопятся взыскивать долги по налогам. «Волшебным» образом сей факт ускользнул и от конкурсного управляющего.
Закономерно возникает вопрос: почему неудачное развитие частного бизнеса, которым еще предстоит заинтересоваться правоохранительным органам, должно оплачиваться государством?