Главное об электронных закупках

Гендиректор ЭТП ГПБ об эффективности отбора электронных торговых площадок

Минэкономразвития намерено разработать критерии отбора электронных торговых площадок (ЭТП), проводящие торги по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Экспертам же остается лишь предполагать, на каких принципах и по какому пути пойдут чиновники для отбора лучших ЭТП.

Гендиректор ЭТП ГПБ об эффективности отбора электронных торговых площадок

Представители министерства утверждают, что сокращение электронных торговых площадок скажется на снижении риска злоупотреблений на них. Сейчас на рынке ЭТП работает свыше 120 площадок, уследить за деятельностью которых проблематично, писал в письме Алексей Улюкаев, глава Минэкономразвития, вице-премьеру РФ Игорю Шувалову.

Следует отметить, что на сегодняшний день на рынке ЭТП успешно работает большое количество компаний, начавших свою деятельность еще при формировании электронной системы торгов. По решению ФАС часть из них покинула рынок из-за допущения монопольных сговоров и ограничения конкуренции в проводимых торгах. Другие же, оставшиеся ЭТП, продолжают работать в режиме максимальной прозрачности. Любое их действие может быть обжаловано в Федеральной антимонопольной службе, которая готова рассмотреть их на соответствие норм закона 135-ФЗ.

Если учесть объемы представленных общественности аналитических материалов рынка ЭТП, становится ясна невозможность недобросовестного поведения его участников при их желании оставить такие действия незамеченными.

Также стоит отметить, что из 120 ЭТП, входящих в список Министерства экономического развития, наиболее активно функционируют лишь 30-40. На этих площадках присутствует много поставщиков и заказчиков, там обеспечивается высокий уровень конкуренции, снижается первоначальная цена госзакупок.

Именно снижением первоначально заявленной стоимости госконтрактов и отличаются ЭТП от привычной системы офлайн торгов. В режиме онлайн в торгах участвуют несколько или даже десятки претендентов. Но работать по закону о госзакупках 223-ФЗ могут лишь те  ЭТП, которые были включены в список Минэкономразвития. В скором времени правительство РФ намерено создать контролирующий орган для обеспечения прозрачности и законности ведения закупок монополий, добывающих природные углеводороды. Михаил Константинов, гендиректор ЭТП Газпромбанка, считает, первоначальная область контроля госоргана может быть расширена.

Сейчас экспертам остается лишь предполагать, какими критериями будет руководствоваться Минэкономразвития при отборе ЭТП, работающих как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ. Они считают, что в сложившийся рынок госзакупок опасно немедленно вводить критерии отбора. Такие меры нужно было принимать еще на заре создания законов о госзакупках, склонны думать представители рынка.

Специалисты приводят несколько примеров способов и методов, которые можно было бы использовать в качестве критериев отбора ЭТП.

  1. В качестве одного из критерия они предлагают учитывать дату создания электронной площадки. Однако такой метод малоэффективен, так как на сегодняшний день на рынке успешно работают ЭТП, созданные и 7 лет и 3 года назад.
  2. Если использовать способ отбора по количеству задействованного на ЭТП персонала, то выбрать действительно лучшие площадки также окажется затруднительно – кому-то достаточно 2 специалистов для поддержки работоспособности ЭП, созданной на новейших технологиях, а другим не хватает и 10 рабочих.
  3. Объективную оценку работоспособности ЭТП может дать критерий по количеству жалоб, поступивших на электронную площадку в ФАС – если жалоб на площадку было немного, и большая их часть не была удовлетворена, значит, она работает хорошо.

Также эксперты задумываются над тем, стоит ли вводить ограничения на количество допустимых ЭТП, которые имеют право проводить торги по ФЗ-223, искусственными методами. Михаил Константинов считает, что на хорошей площадке обязательно будет много поставщиков и заказчиков. Оставлять же 10 площадок вместо 30 вполне работоспособных эффективно в первую очередь самим чиновникам — так они смогут легко управлять рынком ЭТП, регулировать, аудировать и контролировать его.

Если изначально электронная торговая площадка служила лишь местом для встречи покупателя и поставщика, то теперь она стала корпоративным инструментом, позволяющим управлять затратами. Учитывая это, следует обеспечить надежность, стабильность и надежность ее функционирования, считает гендиректор ЭТП Газпромбанка. Также, он считает, что на ЭТП необходимо обеспечить следующие возможности:

  • Предоставлять клиентам всевозможную статистику и аналитику.
  • Составлять рейтинги, которые помогут сформировать заказчикам и поставщикам репутацию.
  • Разработать сервисы, предоставляющие нормативно-справочную информацию, которая поможет более точно определять рыночную цену товаров, услуг и работ, проверять спецификацию и т.д.

Альтернативным методом решения вопроса создания прозрачного и эффективного рынка ЭТП Михаил Константинов приводит вариант введения технологии саморегулирования. То есть, площадки сами сформулируют необходимые стандарты и будут проводить аттестацию участников торгов, а в случае несоответствия предложат им привести свой бизнес в порядок и вернуться на повторную аттестацию. Для покрытия рисков от недобросовестных участников рынка можно было бы ввести уплату членских взносов. Подобная схема уже была использована при организации торговых площадок, обслуживающих арбитражное производство, отмечает Константинов.

В итоге можно представить два пути решения вопроса:

  • жесткое ограничение ЭТП с уничтожением части эффективных субъектов рынка;
  • мягкий способ регулирования с постепенным повышением качества работы ЭТП.

Более эффективным инструментов в ближайшие 5 лет будет рыночное регулирование электронных площадок, а не жесткое ручное управление, считает гендиректор ЭТП ГПБ Михаил Константинов. Чтобы следовать этому пути, необходимо вводить моратории на всяческие поправки, дополнения или инструкции к законодательству о госзакупках, подытожил он.