Главное об электронных закупках

ФАС требует переоценки тендера по безопасности

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (УФАС) готовит экспертизу стоимости проекта "Безопасный город", который "Ростелеком" почти за 860 млн руб. реализует в Нижнем Новгороде в рамках соглашения с правительством региона

ФАС требует переоценки тендера по безопасности

По мнению УФАС, правительство области завысило сумму программного комплекса, а также неправомерно включило в требования к потенциальным инвесторам протяженность существующих сетей. В созданном для реализации проекта казенном учреждении «Безопасный город» стоимость контракта обосновывают специальным мониторингом, отмечая, что собственные сети оператора позволяют значительно сэкономить.

Вчера УФАС рассмотрело дело, возбужденное в отношении правительства региона по признакам нарушения ст.15, ст.17 закона «О защите конкуренции». Признаки нарушения законодательства ведомство обнаружило в инвестиционном соглашении с ОАО «Ростелеком», которое в декабре прошлого года стало единственным участником открытого конкурса на реализацию проекта «Безопасный город» и в течение двух лет должно установить в городе специальный аппаратно-программный комплекс (АПК): телекамеры, устройства экстренной связи «гражданин-полиция» и устройства фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Пилотной площадкой для реализации проекта была выбрана площадь Лядова. По условиям конкурса инвестор будет обеспечивать техобслуживание и содержание АПК в период действия соглашения с последующим переходом системы в областную собственность. Признаки нарушения закона антимонопольная служба усмотрела в цене контракта — 858,2 млн руб., а также в требовании к участникам по наличию и протяженности собственной сети конкурса. Для оценки обоснованности цены привлекут экспертов, а пока в рассмотрении дела объявлен перерыв.

Вопросы к условиям проведения конкурса на реализацию проекта возникли еще до подведения его итогов. Уже после завершения процедуры приема заявок в декабре 2012 года конкурс пришлось приостановить из-за жалобы физлица — Сергея Рыбина, который просил УФАС проверить сумму контракта, законность ряда требований к участникам и факты дублирования системы, уже существующей в городе. Жалобу тогда по формальным признакам признали необоснованной, и инвестсоглашение правительства с «Ростелекомом» было заключено, но антимонопольщики продолжили исследование конкурсной документации.

Для реализации проекта было создано государственное казенное учреждение «Безопасный город». Вчера, комментируя вопросы УФАС к стоимости контракта, там сослались на мониторинг, по результатам которого эксперты определили «оптимальный размер инвестиционных затрат». Требование по наличию сетей в ГКУ объясняют экономией: «Наличие существующих линий связи позволяет избежать дополнительных финансовых и временных затрат при реализации проекта».

Работа над проектом уже начата, рассказали „Ъ“ в макрофилиале «Волга» «Ростелекома». По итогам первого квартала полностью готовы к сдаче стационарные комплексы по автоматическому распознаванию государственных номерных автомобильных знаков на пяти въездных постах ГИБДД. В этом году предусмотрена организация более 70 постов фиксации нарушений ПДД, а в 2014 году в местах всеобщего пользования должно быть смонтировано более 600 камер наружного видеонаблюдения и создано 234 кнопки экстренной связи «гражданин-полиция». В перспективе проект «Безопасный город» будет интегрирован с системами Единой дежурно-диспетчерской службы и информационной системой «112». Аналогичные проекты реализуются в Оренбурге и Пензе.

За частными лицами при оспаривании подобных конкурсов, как правило, стоят другие участники рынка, заинтересованные в конкурсе и не получившие возможность в нем участвовать, считают эксперты. В данном случае это могут быть игроки рынка сопоставимого масштаба, отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин: «Это могут быть крупные компании уровня «Ростелекома», которые располагают необходимой инфраструктурой, ресурсами, сетями и компетенциями. Таких компаний на российском рынке не более десятка. Понятно, что физическим лицам это неинтересно». Что касается суммы контракта, у антимонопольной службы есть возможность провести ее оценку исходя из технического задания, считает эксперт: «Провести аудит проекта — довольно тривиальная задача, с которой справится пул технических специалистов и оценщиков».

Заместитель руководителя группы инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства (ГЧП) ИК «Трефин Эдвайзори» Евгений Глумов добавляет, что из-за особенностей российского концессионного законодательства практика оспаривания в ФАС условий ГЧП довольно распространена. Федеральный закон о госзакупках более жестко регламентирует требования к участникам конкурса, а концессионное законодательство и региональные законы о ГЧП предоставляют более широкие возможности по критериям отбора участников. «Соответственно, у заказчика больше возможностей сформировать критерии, совпадающие с возможностями ограниченной группы лиц или одного юрлица, хотя гипотетически у других участников рынка есть возможность поучаствовать в конкурсе. А так как конкурсы на ГЧП единичны, то они вызывают больше интереса у потенциальных участников, и есть случаи, когда ФАС отменяет итоги конкурсов», — поясняет господин Глумов.

Статьи по теме