Главное об электронных закупках

ФАС сблизило позиции с Минэкономразвития в отношении ФКС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что их позиции с Министерством экономического развития РФ в отношении развития федеральной контрактной системы (ФКС) существенно сблизились. Об этом заявил начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев

ФАС сблизило позиции с Минэкономразвития в отношении ФКС

"Наши позиции с Минэкономразвития за последнее время, конечно же, существенно сблизились. Многие наши замечания были учтены, но замечаний у нас еще осталось большое количество", — сказал он в ходе прошедшего в Госдуме "круглого стола", касающегося перспектив внедрения ФКС в России.

Напомним, Минэкономразвития и ФАС в 2011г. разработали альтернативные варианты совершенствования законодательства о госзакупках в РФ.

Минэкономразвития разработал и направил в правительство законопроект о ФКС, а ФАС предлагала модернизировать действующий закон о размещении госзаказа и заявляла о своих разногласиях с концепцией министерства.

По словам М.Евраева, ФАС совместно с Минэкономразвития была подготовлена таблица разногласий, содержащая порядка 25 замечаний. Ключевые пункты касаются "изложения текста в новом формате", что, по мнению представителя ФАС, может означать потерю более 30 подзаконных актов, которые разрабатывались на протяжении 5-6 лет. Согласно новому законопроекту, предлагается принять 37 таких подзаконных актов. По мнению ФАС, эта процедура может занять несколько лет. "Эти несколько лет будут сложными временами как для заказчиков, так и для предпринимателей, потому что нормальных правил существовать не будет. Мы серьезно опасаемся хаоса во многих случаях в связи с отсутствием правил. Мы всегда выступаем за нормы прямого действия, заложенные непосредственно в тексте закона", — пояснил М.Евраев, отметив, что изложение текста в новом формате может привести к большому количеству разночтений и толкований.

По словам представителя ФАС, несмотря на все серьезные достижения действующего законодательства, существует еще огромное количество нерешенных проблем. Среди них М.Евраев в первую очередь назвал проблему отсутствия процедуры быстрого расторжения контрактов, которая позволяла бы заменять подрядчика, не выполняющего свои обязательства по контракту на участника торгов, занявшего второе место. Следует отметить, что при этом Минэкономразвития считает важным введение процедуры одностороннего расторжения контракта.

"Мы считаем очень важным введение одностороннего расторжения контракта, что сегодня отсутствует. Сегодня возможно расторгнуть контракт только по договоренности между заказчиком и поставщиком либо через суд", — сказала директор департамента развития федеральной контрактной системы Министерства экономического развития РФ Лариса Некрасова. По ее мнению, предлагаемая односторонняя система расторжения "достаточно прозрачная".

Представитель Минэкономразвития считает, что в законе должны быть четко обозначены случаи такого расторжения — нарушение сроков, качества и т.д. Также данные обстоятельства должны быть указаны непосредственно в контракте. При этом для обжалования противоположной стороной факта расторжения контракта предоставляется 10-дневный срок. "Достаточно короткая процедура позволяет решать насущные вопросы", — подчеркнула Л.Некрасова.

Второй острой существующей проблемой М.Евраев назвал качество финансового обеспечения. "У нас сейчас очень много "липового" финансового обеспечения, особенно это касается поручительств", — пояснил он.

В связи с этим в качестве меры, которую необходимо принять, по мнению ФАС, "не дожидаясь любых законов, прямо сейчас на весенней сессии", может стать поправка об исключении поручительства из способов обеспечения государственного и муниципального заказа.

"Этот институт, конечно, можно дорабатывать, но это работа серьезная, а проблема очень острая", — подчеркнул представитель ФАС. По его словам, на сегодняшний день до 80% поручительств, которые предоставляются при подписании государственного муниципального контракта, являются "липовыми", и решить сейчас это можно только одним способом — исключить данный способ размещения заказа, "потому что проверить "липовое" это поручительство или нет заказчики не могут".

Помимо прочего ФАС предлагает ввести дополнительные требования по аналогии с теми, которые предъявляются к участникам торгов на проведение строительных работ: компании, не построившие до этого серьезный объект, не могут приходить на "крупные и средние заказы". По мнению ФАС, эту норму необходимо применять и при закупке медицинского оборудования, лекарственных средств, топлива, продуктов питания и др.

Как отметила Л.Некрасова, законопроект о госзакупках предусматривает инновационные способы, но при этом сохраняются и действующие способы, "которые оправдали себя в системе размещения заказов". В частности, в прежнем виде сохраняется открытый конкурс, который, по мнению Минэкономразвития, доказал свою эффективность. При этом сохраняется и электронный аукцион, который "для простых стандартных закупок достаточно эффективен". Однако водятся некоторые изменения в саму технологию проведения этого электронного аукциона. Одновременно сокращается обеспечение заявки в целях привлечения к электронному аукциону малого и среднего бизнеса.

При этом, по словам представителя ФАС, экономия на электронных аукционах составляет 12,6%, а при проведении конкурса — 9,7%, то есть экономия на электронном аукционе в 1,5 раза выше. "Мы считаем, что электронный аукцион — это хорошее средство от сговора. Безусловно, это не значит, что это идеальное средство от сговора, но то, что сговор существенно снизился, это мы отмечаем", — сказал М.Евраев, отметив, что на сегодняшний день в электронных аукционах участвуют более 170 тыс. компаний.

На конкурсах же, по мнению М.Евраева, присутствует некий "субъективный критерий". "Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда заказчики по своему усмотрению самой известной крупной компании с хорошим серьезным опытом ставят минимальный балл, а компании, которая с ними определенным образом аффилирована, но появилась совсем недавно, ставят максимальный балл. С таким подходом мы никогда на конкурентную экономику не выйдем", — подчеркнул он.

Ранее представители ФАС утверждали, что принятие данного законопроекта означает не шаг вперед, а возврат к "неэффективной и коррупционной практике закупок, действовавшей до принятия 94-ФЗ". Антимонопольная служба предлагала принять ряд мер по снижению коррупционности в сфере госзакупок в рамках новой редакции действующего закона. В конце 2011г. аппарат правительства РФ возвратил на доработку внесенный Минэкономразвития РФ проект федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" в связи со значительными замечаниями по нему. В середине февраля с.г. министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина сообщила, что ведомство планирует внести законопроект о ФКС в правительство РФ в мае 2012г. 

Статьи по теме