— Комиссия ФАС признала действия заказчика правомерными. При этом были рассмотрены далеко не все доводы жалобы. Например, упущена информация о том, что подобная закупка может быть классифицирована как закупка роскоши и конкретного автомобиля. Но необоснованное расходование бюджета оказалось допустимым для такого крупного заказчика, как Генпрокуратура РФ. Отсюда можно задаться вопросом, почему бы в следующий раз не закупить Maybach, Buggati или что-то посерьезнее, чем какая-то Audi A8L, — возмущаются «фронтовики».
Как ранее писали «Известия», заказ Генпрокуратуры попал в поле зрения действующей в рамках ОНФ группы «За честные закупки». По мнению «фронтовиков», заказчик составил техническое задание с намеренными ухищрениями. Кроме того, им не понравилось, что аукционная документация предполагала, что будет произведена закупка конкретной марки машины. Также сомнения вызвали требования к месту поставки — «не более 5 км от МКАД». Для того чтобы разобраться в ситуации, депутат Госдумы, член «Общероссийского народного фронта» Вячеслав Лысаков послал запрос в Генпрокуратуру, в котором попросил обосновать покупку авто на столь внушительную сумму. Также от имени всего движения была направлена жалоба в Федеральную антимонопольную службу.
Ответа на запрос из Генпрокуратуры пока нет, говорит Вячеслав Лысаков. Впрочем, по его словам, он совсем не удивлен ответом ФАС.
— С формальной точки зрения абсолютно все те адресаты, которым я направлял свои запросы, поступили по закону. На сегодняшний день нет никаких законодательных ограничений суммы покупки. Но ведь есть и такие понятия, как «эффективное расходование бюджетных средств», «совесть» и «здравый смысл». Федеральная антимонопольная служба может рассматривать только некоторые аспекты, а именно — размещение заказа и выставление условий. ФАС ведь не ответила, что всё хорошо. Просто то, что касается их сферы ответственности и компетенции — здесь нарушений нет. Но это не значит, что, с нашей точки зрения, нет, — подчеркнул Лысаков.
Также он предупреждает, что на этом работа ОНФ не закончена. Следующим шагом будет обращение в Счетную палату. С ее представителями члены «Общероссийского народного фронта» уже встречались и попросили с особым вниманием проверить ряд заказов, в том числе и заказ Генпрокуратуры.
— У нас есть на что тратить деньги. Средства можно было бы пустить, скажем, в социальную сферу. А так они идут на удовлетворение чьих-то личных амбиций. Ну это ведь безобразие, — негодует парламентарий.
Мнение Лысакова о правомерности вынесенного ФАС решения поддерживает член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.
— Они, вероятно, смотрели на те нормативы, которые есть в законах и инструкциях. Скорее всего, там ничего незаконного нет. Другое дело, что подобного рода вещи имеют моральное и политическое измерение, на которое среагировал ОНФ. Решение ФАС может побудить ОНФ к новым законодательным инициативам, чтобы в дальнейшем подобных противоречий между нормативными и моральными аспектами не возникало, — полагает эксперт.
В ЛДПР пошли дальше и призывают сократить верхнюю планку стоимости авто до 1,5 млн рублей, такие поправки внесли члены фракции ЛДПР в законопроект об ограничении максимальной стоимости автомобилей для чиновников суммой в 3 млн рублей. Как пояснил зампредседателя комитета Государственной думы по транспорту Александр Старовойтов (ЛДПР), на это предложение в немалой степени повлияло замедление экономического роста и необходимость восполнять дефицит бюджета.
— У нас сложная ситуация с бюджетом, большинство регионов дотационные. При этом некоторые чиновники считают вполне нормальной практикой покупку дорогих автомобилей для личного пользования. Депутаты ездят на автомобилях фирмы Skoda, они достаточно комфортные, обогреваются. В них удобно смотреть документы, готовиться к совещаниям. На подобных машинах могут ездить и руководители субъектов регионов. Если же захотят купить что-то подороже, то пусть оплачивают собственными средствами, — изложил свою позицию либерал-демократ.
Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов прогнозирует, что пока парламентарии не закрепят на законодательном уровне покупку дорогостоящих автомобилей для чиновников, подобные случаи будут повторяться.
— Понятно, что в обществе история с покупкой дорогих автомобилей воспринимается негативно, но по закону чиновники из Генпрокуратуры и других ведомств имеют право это делать. Они могут купить даже вертолет, если позволяет бюджет. Я не ожидал другого исхода дела. Тут работает только публичное порицание, когда общество высказывает негодование на эту тему, — отметил он.
Руководитель консалтинговой группы ТАКО Руслан Яхудин напомнил, что 1 января 2014 года вступает в силу федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он введет новый порядок в сфере госзакупок и запретит чиновникам на бюджетные деньги закупать предметы роскоши, в том числе и дорогие автомобили.
Члены ОНФ с нетерпением ждут принятия закона, ограничивающего максимальную стоимость одного авто 3 млн рублей. Однако те дорогие машины, которые будут куплены до вступления акта в силу, так и останутся у их владельцев.