Главное об электронных закупках

ФАС пересчитает штрафы для недобросовестных игроков

Федеральная антимонопольная служба берет курс на ужесточение мер наказания для недобросовестных игроков на рынках

ФАС пересчитает штрафы для недобросовестных игроков

Наиболее опасных нарушителей антимонопольного законодательства предлагается дисквалифицировать, а для участников антиконкурентных «вертикальных» соглашений и монополий — установить штрафы. Впрочем, карать хотят не только нечестный бизнес, но и чиновников. Как стало известно РБК daily, часть этих идей вошла в стратегию антимонопольного регулирования на период 2013—2024 годов, которая будет озвучена завтра главой ФАС Игорем Артемьевым.

Вчера ФАС обнародовала проект доклада о состоянии конкуренции в России за 2012 год, а сегодня глава службы Игорь Артемьев на антимонопольном форуме, организованном Объединением корпоративных юристов (ОКЮР), должен презентовать стратегию антимонопольного регулирования на ближайшие 11 лет. Как следует из обоих документов, ведомство намерено и дальше вести жест­кую политику в отношении недобросовестных игроков. Карать предлагается не только штрафами, но и дисквалификацией (в случае «наиболее опасных нарушений» — картели, повторные случаи злоупотребления доминирующим положением и др.).

Сейчас вопрос о том, применять дисквалификацию или штраф, решается в судебном порядке. За прошлый год решение о дисквалификации было принято только один раз, говорит начальник Аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. «Мы считаем, что по наиболее опасным составам должна применяться дисквалификация», — поясняет он. Не лучшим образом складывается ситуация и с монопсониями (один покупатель и много продавцов). К ним сейчас применяются минимальные штрафы (обычно штрафы рассчитываются исходя от суммы выручки, которой как таковой у монопсоний нет). «Штраф для них должен быть, к примеру, кратным сумме закупок товаров»,— говорит г-н Сушкевич.

Правила закупок для госкомпаний, по мнению ФАС, также нужно ужесточать. Отчасти это является продолжением озвученной недавно г-ном Артемьевым идеи о том, чтобы увеличить штрафы для госкомпаний, нарушающих законодательство о госзакупках: для крупных — до нескольких миллионов, небольших — до 100 тыс. руб.

Планируется также ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия во всех конкурентных секторах (за исключением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности страны), говорится в документах (в последнем, кстати, г‑н Артемьев солидарен с позицией главы Росимущества Ольги Дергуновой, которая неоднократно заявляла о важности ликвидации ГУПов и МУПов).

В целом по сравнению с 2011 годом в прошлом году состояние конкуренции в России немного улучшилось, оптимистичны в ФАС. Например, количество предприятий увеличилось на 0,9%, до 4,87 млн. Заметный прирост наблюдался в сфере предприятий транспорта и связи (на 4,5%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 3,3%), а также гостиничного и ресторанного о бизнеса (на 2,6%). А вот в сельском и лесном хозяйствах, сфере госуправления, производства машин, оборудования, пищевых продуктов (в том числе напитков и табака), напротив, число предприятий сократилось. Доля частных организаций выросла с 85,1 до 85,6%, а государственных — сократилась на 3%.

Впрочем, с ужесточением карательных мер готовы согласиться далеко не все. Возможно, значительная часть совершаемых нарушений антимонопольного законодательства обусловлена не столько недобросовестностью участников рынка, сколько низким качеством регуляторной среды и противоречивостью правоприменительной практики, следует из опроса ОКЮР. «Нужен отход от карательной функции антимонопольного органа и переход к регулирующей, предупреждающей нарушения как основной функции в деятельности антимонопольного органа. Бизнес, к примеру, хочет знать, как в ряде случаев можно экономически обосновать решения ФАС; ожидает более четких и понятных правил», — говорит президент ОКЮР Александра Нестеренко. 

Статьи по теме