Главное об электронных закупках

Елена Дыбова: ломать – не строить

Слом существующей системы электронных торгов будет крайне негативным фактором, необходима доработка уже практически отлаженной системы. Очередная «перестройка» может закончиться только одним – массовым уходом из бизнеса и из системы государственных торгов

Елена Дыбова: ломать – не строить

Таково мнение председателя подкомитета по мониторингу проблем малого предпринимательства комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елены Дыбовой. «Невозможно работать в условиях постоянного эксперимента и шараханья из стороны в сторону. Бесконечно жаль уже потраченного времени и денег на регистрацию на всех площадках, получение электронных подписей, настройку программ, обучение персонала», – сказала она в интервью корреспонденту ТПП-Информ.

Продолжается дискуссия вокруг реформирования системы государственных и муниципальных закупок. Минэкономразвития настаивает на том, чтобы вместо действующего закона № 94-ФЗ был принят новый федеральный закон «О федеральной контрактной системе», разработанный в Высшей школе экономики. В свою очередь ФАС предлагает модернизировать действующий закон № 94-ФЗ. Его отмена, считают в ведомстве, может сломать сложившуюся систему закупок и привести к увеличению коррупции в данной сфере.

По мнению Елены Дыбовой, создание дополнительных контрольных органов – малоэффективное мероприятие, так как закупки уже осуществляются специально созданными комиссиями. «Это, однако, никак не влияет на появление коррупционных заказов. Мне представляется наиболее эффективным наделение ФАС полномочиями по заявлению поставщиков приостанавливать размещение заказов в случае выявления признаков коррупционности», – сказала она.

Сейчас с помощью ФАС удается оспаривать нарушения при проведении аукционов и подведении их итогов, но когда выставляются заведомо невыполнимые условия, возможности остановить этот аукцион сейчас нет. Нет также возможности проверить, действительно ли поставщик выполнил условия договора.

В проекте, подготовленном ФАС, разумными и целесообразными представляются подходы, направленные на установление требований предварительной квалификации участников размещения заказа; введение защитных мер от некачественного исполнения контракта при снижении цены контракта на торгах более чем на 30 %; дополнительной регламентации размещения заказов на выполнение научно-исследовательских работ.

Крайне негативным фактором для бизнеса, принимающего участие в выполнении государственных заказов, является и замораживание огромного количества оборотных средств при выполнении контрактов. Так, денежные средства, перечисленные для обеспечения выполнения контракта, практически никогда не возвращаются сразу после поставки продукции, как предписывает действующее законодательство.

Получается, что мы перечисляем обеспечение контракта, выполняем условия контракта (т. е. поставляем продукцию и выполняем услуги за свой счет) и потом еще от 10 до 50 банковских дней ждем оплаты по контракту. Замораживание такого количества оборотных средств на столь длительный период заставляет часто отказываться от участия в аукционах. Поэтому представляется важным зафиксировать срок оплаты по государственным контрактам и ограничить его законодательно 10 банковскими днями, считает Елена Дыбова.

Вообще нужна доработка уже практически отлаженной системы. Невозможно работать в условиях постоянного эксперимента и шараханья из стороны в сторону. Бесконечно жаль уже потраченного времени и денег на регистрацию на всех площадках, получение электронных подписей, настройку программ, обучение персонала, сказала она в заключение.