Главное об электронных закупках

Электронная защита: Гособоронзаказ демонстрирует рачительное отношение к бюджету

В ОПК идет совершенствование закупок.

Электронная защита: Гособоронзаказ демонстрирует рачительное отношение к бюджету

В преддверии Дня защитника Отечества Т94 обращается к теме гособоронзаказа. Открытие специальной ЭТП, объемы и количество закупок, актуальные проблемы работы с малым и средним бизнесом – в нашем предпраздничном обзоре.

Объем прибавился, и дел не убавилось
На днях стало известно, что государство планирует потратить в 2017 г. более 1,4 трлн. руб. на закупки военной продукции. Больше 65% средств будет потрачено нановейшие виды вооружений и техники, которым сейчас государство уделяет большое внимание. Так, по сообщению Юрия Борисова, заместителя министра обороны, в начале 2017 г. уровень современности вооружения и техники в частях постоянной боевой готовности составил более 58%. Продолжается плановое перевооружение морской и наземной составляющих стратегических ядерных сил, модернизируется парк стратегической авиации.

По итогам 2016 г. гособоронзаказ был выполнен на 97%, что говорит об эффективности и слаженности работы всех участников планирования, размещения и исполнения заданий в Министерстве обороны РФ. Замминистра также сообщил, что в 2017 г. есть уверенность в выполнении 100% заданий в части стратегических вооружений. Что касается недобросовестных поставщиков в гособоронзаказе, то их количество с каждым годом снижается, хотя срывы заданий заказа отдельными компаниями все-таки происходят. За невыполнение договоров предусмотрены штрафные санкции и отдельное место в реестре недобросовестных поставщиков.

В Минобороны РФ считают, что в отношении злостных нарушителей можно было бы усилить административную и уголовную ответственность. Сейчас прорабатывается вопрос о введении повышенного административного штрафа за нарушение контракта с военными – до 500 тыс. руб. для должностных лиц или дисквалификация в отношении их работы. Для юридических лиц — штрафы до 25% от суммы, которая была использована не по целевому назначению. Также предлагается определить категории руководителей, которые будут нести уголовную ответственность за преступления в сфере гособоронзаказа.

Сейчас в России реализуется госпрограмма вооружений на период 2011-2020 гг., согласно которой на переоснащение вооруженных сил должно быть израсходовано около 20 трлн руб. Еще 3 трлн руб. должны быть потрачены на техническое перевооружение оборонной промышленности. Проект госпрограммы развития отрасли на период 2018-2025 гг. будет подготовлен Правительством РФ к июлю 2017 г. Ее объем и состав в данный момент согласовываются с другими ведомствами. В приоритетах новой программы достижение к 2020 г. оснащенности современными образцами вооружения и техники до уровня 70%. Впрочем, часть расходов по госпрограмме до 2020 г. будут перенесены в госпрограмму до 2025 г.

О конкуренции в ОПК
Эксперты позитивно оценивают перспективы развития оборонно-промышленного комплекса РФ. Однако, есть и ряд нерешенных вопросов — в частности, как привлечь малый и средний производственный бизнес в эту сферу. По мнению Елены Дыбовой, вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ, малому бизнесу необходимо обеспечить гарантированный доступ к госзаказу. Тогда сфера гособоронзаказа станет более прозрачной и конкурентоспособной, пока же она недоступна для субъектов малого и среднего предпринимательства. Перед бизнесом возникают барьеры, которые не дают емуработать даже при хорошей репутации и мощностях. Так, большинство контрактов из года в год продолжают заключаться с единственным поставщиком. Помимо этого, у бизнеса вызывает сложность необходимость лицензирования. Конкуренция нарушается даже на стадии подготовки технического задания.

В сфере гособоронзаказа уже сложилась определенная система, которая регулируется законами "О государственном оборонном заказе", "О контрактной системе", "О защите конкуренции" и т.д. Однако, Игорь Башлаков-Николаев, начальник юридического управления в сфере гособорнзаказа Федеральной антимонопольной службы РФ, недавно пояснил, что вопрос соотношения конкуренции и качества при производстве оборонной продукции пока еще недостаточно изучен. По его мнению, одна из приоритетных задач – это эффективное использование бюджетных средств при реализации гособоронзаказа и создание условий для развития здоровой конкуренции. Также важно обеспечить доступ к участию в создании новой продукции, в том числе гражданской, в предприятиях ОПК. Для этого необходимо малый бизнесв разработках новой продукции поставить на контроль.

По словам Сергея Набатникова, генерального директора "ПСК Пластметалл", нынешняя система формирования гособоронзаказа приводит к росту стоимости продукции военного назначения, а в некоторых случаях и к потере эффективности предприятий ОПК. По его мнению, необходимо разработать механизмы, стимулирующие предотвращение нарушений и снижение издержек производства продукции, уменьшить для бизнеса ограничения и барьеры.

Формирование нормальной конкурентной среды требует квалификационных требований к компаниям, которые хотят участвовать в гособоронзаказе. Среди очевидных – наличие определенных производственных мощностей и положительной деловой репутации. Нельзя не учитывать в качестве дополнительного плюса и опыт выполнения гособоронзаказа.

Чтобы развить конкуренцию в этой сфере, эксперты предлагают вернуть на региональный и муниципальный уровень мероприятия по поддержке инновационного предпринимательства. Также актуален вопрос создания фонда финансирования работ по доведению законченных НИОКРов до промышленного или коммерческого использования. Средства фонда должны распределяться по долевому принципу на регионы, где сосредоточена основная работа с малым и средним бизнесом.

Открытая площадка для закрытых процедур 
Немаловажным событием в начале года стало открытие специальной электронной торговой площадки для гособоронзаказа. Учредителем площадки под названием "АСТ ГОЗ" стали "Сбербанк – АСТ" и "Объединенная приборостроительная корпорация" (ОПК), которая является "дочкой" Ростеха. Первые торги на новой площадке прошли 8 февраля. 

Необходимость создания отдельной ЭТП возникла из-за невозможности проведения секретных торгов на обычной площадке, говорит Николай Андреев, генеральный директор "Сбербанк – АСТ". Новая площадка интегрируется с участниками торговых процедур оборонного сектора, контролирующими органами, а также с закрытой системой межведомственного электронного документооборота, которую курирует Федеральная служба охраны.

На площадке будут проходить все виды торгов, от запроса котировок до аукционов. Создается база данных, которая вместит в себя всех потенциальных исполнителей гособоронзаказа."Пул поставщиков будет получать полную и своевременную информацию, что позволит им принимать участие в интересующих торгах. Это позволит расширить конкуренцию в секторе гособоронзаказа, повысит эффективность госзакупок и нивелирует сговоры по завышенным ценам", — говорит Герман Греф, председатель правления Сбербанка. Объем торгов на новой площадке составит почти 10 трлн. руб. 

"АСТ ГОЗ" позволяет пользоваться всеми преимуществами открытых ЭТП при проведении закрытых процедур: короткие сроки, экономия средств на организацию и проведение торгов, прозрачность процесса закупки, равные права всех участников, электронный документооборот. По мнению разработчиков, площадка позволит существенно повысить эффективность процесса закупки и исключить риски недобросовестного поведения заказчиков. 

Таким образом, даже закрытая сфера гособоронзаказа в России постепенно становится открытой для решения задач по повышению эффективности госзакупок. В частности, этому процессу способствует перевод закупочных процедур в электронный вид. 

Автор: Ангелина Жукова.