Главное об электронных закупках

Эксперты признали, что система государственных закупок не оправдала себя

Государственная контрактная система, появившаяся в 2014 году, не выполнила поставленных перед ней задач, заявляют эксперты. С ее помощью планировалось организовать контроль госзаказа от его планирования до использования приобретенного товара, повысить конкуренцию и упростить доступ бизнеса к торгам. Ясности и прозрачности по этим пунктам в системе госзакупок пока нет.

Эксперты признали, что система государственных закупок не оправдала себя

Как известно, государственная контрактная система создавалась взамен закона о госзаказе (94-ФЗ), который критиковали за формализм, за концентрацию внимания на процедуре закупки, а не результате и т. д. Новый закон должен был кардинально изменить ситуацию.

Но год назад первый вице-премьер Игорь Шувалов признал: создать прозрачную систему госзакупок не удалось, необходимо ее реформирование. В частности, было предложено ограничить виды закупок и число электронных площадок, разработаны соответствующие законопроекты, но пока в Государственную думу они не прошли.

О том, что принятие нового закона не привело к выполнению поставленных целей, заявляет также эксперт ООН по публичным закупкам и бывший директор департамента Минэкономразвития (в 2011 г.) Ольга Анчишкина. Она подчеркивает: в основе контрактной системы лежат новаторские принципы (главное – не освоение бюджетных средств, а целенаправленное обеспечение потребностей общества), но его создатели все же не смогли отказаться от жесткого контроля и тотального недоверия. В результате нагрузка на заказчика не только не снизилась, но и повысилась, закупки проводятся по очень сложным процедурам, а нормы так запутанны, что участники закупок, и даже контролирующие органы, вынуждены толковать их каждый по-своему. Вместе с тем, ответственность за эффективность закупки и ее результат так и не закреплена.

Закон о госзакупках слишком сложный – поддерживают экспертов представители власти и непосредственные участники закупок.

Свое мнение о действующем ФЗ-44 высказал также Михаил Евраев, действующий замминистра связи, а в 2005-2012 гг. – отвечавший в ФАС за реформу госзаказа. Закон о госзакупках, утверждает он, стал серьезным шагом назад. После его принятия уровень конкуренции не то, что не повысился, он существенно понизился, увеличились бюджетные расходы, повысился уровень коррупции, а на конкурсах поднялась значимость субъективных критериев.

Такому радикальному заявлению возражают в Минэкономразвития. Максим Чемерисов, в частности, также безапелляционно утверждает: контрактная система – это большой шаг вперед в развитии закупочной системы. Благодаря закону о госзакупках в прошлом остались приобретения предметов роскоши, все заказы теперь заблаговременно планируются, эффективно работают контрольные органы, нивелирован рынок подложных банковских гарантий.

Михаил Евраев, в свою очередь, возражает: большинство достижений в системе закупок – это результат действия еще закона о госзаказе (94-ФЗ). Именно благодаря ему создан портал zakupki.gov.ru; появилась открытая информация и возможность осуществления общественного контроля; установлен закрытый перечень требований к поставщикам, благодаря чему невозможно произвольно менять условия контрактов; введена процедура электронных аукционов и критерии определения победителей; в категорию обязательных переведено обеспечение заявки и контракта; создан реестр недобросовестных поставщиков; введена система контроля в госзаказе и правила принятия решений и т. д. По сравнению с результатами ФЗ-94, ФЗ-44 только усложнил жизнь заказчикам.

Мнение Евраева разделяет гендиректор Агентства госзакупок Татарстана Яков Геллер. А заместитель руководителя ФАС Рачик Петросян, курирующий госзаказ, добавляет: действующий закон слишком мягкий к госзаказчику и, вместе с тем, недостаточно защищает права предпринимателей. Петросян в качестве примера использует статистические данные. Как известно, неценовые критерии в конкурсах составляют 40%, а они могут быть субъективными или подтасованными под конкретного поставщика. Поэтому, чтобы победить в торгах, добросовестному участнику необходимо снижать цену более чем на 80%. Также исполнитель заказа оказывается практически бесправным на стадии выполнения контракта, когда заказчик может в любой момент в одностороннем порядке расторгнуть договор, мало того, занести компанию в список недобросовестных поставщиков.

В этом вопросе Максим Чемерисов соглашается: отношения участников рынка и государства необходимо выровнять. Сделать это можно, установив более жесткое наказание для представителей государства.

Общественный представитель АСИ в Москве Дмитрий Волков поддерживает позицию Минэкономразвития и заявляет, что новый закон достиг поставленных целей. Он более гибкий и удобный для поставщиков, в частности, в вопросе снижения веса ценовых критериев, например, в заказах на проектирование.

Гендиректор электронной торговой площадки госзаказа «Сбербанк-АСТ» Николай Андреев считает, что ФЗ-44 сделал закупщиков более организованными. Так что курс выбран правильный, необходимо его продолжать.

Таким образом, мнения по поводу результативности закона о контрактной системе закупок разделились. Обе стороны приводят веские доказательства и аргументы. Так что, на чьей стороне правда, очевидно, покажет время.