Главное об электронных закупках

Эксперты: ЕИС мало чем отличается от бывшего официального сайта госзакупок

Новая Единая информационная система почти не отличается от используемого ранее официального сайта госзакупок, пришли к выводу участники одной из дискуссионных площадок, организованной в рамках форума-выставки "ГОСЗАКАЗ — За честные закупки".

Эксперты: ЕИС мало чем отличается от бывшего официального сайта госзакупок

В своем нынешнем виде Единая информационная система (ЕИС) не повышает качество освещения закупочной деятельности государства, а также тормозит развитие контрактной системы в целом, не дает реализовать ее инновационный потенциал, уверены эксперты. При всем при этом стоит отметить, что на разработку ЕИС государство выделило в общей сумме 2,5 млрд рублей.

Официальный запуск ЕИС состоялся 1 января 2016 года. Ей отведена ключевая роль в законе 44-ФЗ — именно вокруг ЕИС должна формироваться закупочная деятельность государства. Со временем правительство РФ планирует перевести все госзакупки в электронную форму торгов. Отчетность о каждом проведенном тендере и заключенном госконтракте будет публиковаться в ЕИС, которая выступает первоисточником сведений о закупках всех госструктур страны.

Единой информационной системе, согласно закону, обеспечивается:

  • обработка, хранение и предоставление данных о закупках;
  • контроль соблюдения норм законодательства при планировании и проведении закупочных процедур;
  • возможность подачи электронных форм заявок на тендеры;
  • общедоступность информации;
  • возможность интеграции с системой других муниципальных и региональных информационных систем.

Александр Шамрин, первый проректор «Высшей школы экономики», отметил, что на момент запуска ЕИС она лишь слегка отличалась от работающего ранее официального сайта госзакупок. Немногим позже в систему была добавлена возможность  ведения планов закупок в электронном структурированном формате. Это позволило выполнять автоматическую обработку таких планов. Раньше госзаказчики размещали планы закупок в виде сканированных копий бумажных документов, которые не могли быть обработаны программными методами.

Эксперты назвали наиважнейшие элементы, которые должны присутствовать в ЕИС и без которых систему нельзя назвать единой. Система не способна обеспечить качественное управление закупочной деятельностью и контроль за ней, считает Шамрин. Пользователь не имеет возможности проследить конкретную закупку — узнать дату ее включения в план закупок, на какой площадке был объявлен тендер, кто является исполнителем заключенного по ней госконтракта. Трудно оценить и результативность закупок, так как закупочный и бюджетный процессы технически разрознены в системе. Это стоит исправить и для того, чтобы заказчики не держали в своих управлениях по отдельному компьютеру для работы с ЕИС и с электронным бюджетом.

В ЕИС также отсутствует интеграция с реализацией госпрограмм, что тянет за собой ряд проблем: даты формирования закупок не соответствуют срокам реализации госпрограмм, нет механизмов, способных отследить отклонения реализации плана закупок от госпрограмм.

Ограничены и поисковые возможности Единой информационной системы. До сих пор на портале не внедрен интеллектуальный метод поиска информации, а нынешний является неудобным для тех пользователей, которые хотят найти закупки по определенным поисковым словам. Изменения падежа поискового слова приводит к выдаче совершенно разных результатов.

Недостает ЕИС и аналитических возможностей. Пользователь системы не может получить развернутую статистику по расторгнутым госконтрактам, есть сложности для тех, кто хочет найти информацию о заключенных договорах.

Из опрошенных экспертами Высшей школы экономики заказчиков 65% признались, что им приходилось отказываться от тендеров, вносить в них изменения или нарушать сроки их проведения из-за неработоспособности системы. 14% опрошенных отметили, что переход на ЕИС сделал проведение закупочных процедур менее удобным. Большинство респондентов и вовсе не заметили каких-либо отличий между эксплуатируемым ранее официальным сайтом госзакупок и ЕИС.

Участники рынка госзакупок надеялись, что в новой ЕИС разработчики учтут перечисленные выше проблемы. Но система так и не стала новым качественным инструментом для проведения анализа, получения информации, повышения прозрачности торгов.

У специалистов складывается впечатление, что ни регулятор ни исполнители по разработке ЕИС сами не до конца понимают, как должна работать система. Это позволяет прогнозировать нескончаемые доработки ЕИС, на что потребуются все больше денег из федерального бюджета.