Главное об электронных закупках

Экономия бюджетных средств с обратным знаком по-ленинградски

Руководство Ленинградской области предоставило отчет об экономии бюджетных средств в процессе выполнения госзаказа. Активисты "Общественного контроля", в свою очередь, проанализировали самые крупные госзакупки региона и определили: конкуренция в них отсутствовала, а экономия оказалась с обратным знаком.

Экономия бюджетных средств с обратным знаком по-ленинградски

Как известно, отчет о закупочной деятельности Ленинградской области был предоставлен общественности в виде правительственного пресс-релиза "Область сэкономила на госзакупках". В документе говорилось, что в течение 7-ми месяцев 2016 года региону удалось сэкономить 117 млн рублей. При этом не было указано ни общего объема государственного заказа, и уровня конкуренции, ни других данных, по которым можно было бы оценить предоставленные результаты.

В документе шла речь о том, что в течение отчетного периода был обеспечен более детальный анализ максимальной цены договора (согласно поручению губернатора), а также подчеркивалось, что таких результатов экономии удалось достичь благодаря реализации на территории Ленинградской области "Программы эффективного рубля".

Изучив отчет, "Общественный контроль" отправил в пресс-службу правительства области запрос о предоставлении дополнительных данных о региональном заказе, но, не получив ответа, провел собственный анализ и получил кардинально противоположные результаты.

Для анализа уровня экономии бюджетных средств была выбрана методика исследования десяти самых дорогих госзакупок Ленинградской области (она использовалась также для анализа госзаказа по стране в целом), которая позволяет увидеть, куда были потрачены наиболее крупные суммы из государственной казны.

Результаты исследования показали, что девять из десяти самых дорогих госзаказов региона – это закупки, касающиеся ремонта и содержания автомобильных дорог. Лидерами в этом рейтинге оказались конкурсы на выполнение капитального ремонта участков дорог Гостицы — Пустомержа и Менюши – Заручье – Каменец. Обе госзакупки были признаны несостоявшимися, не смотря на то, что были поданы заявки от двух претендентов. Позже эти конкурсы провели повторно, опять при участии двух претендентов, но дата их проведения находится уже за пределами отчетного периода.

Остальные восемь конкурсов также, по большому счету, не состоялись. Ведь на каждый из них было подано всего по одной заявке. В таком случае, согласно ФЗ-44, конкурс признается несостоявшимся, а договор подписывается с единственным участником. Эту процедуру использовали в семи случаях и только по одному тендеру — "Оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской эвакуации" за 334,6 млн рублей — сведений о контракте нет, то есть, можно сделать вывод, что он не был заключен.

Таким образом, из десяти анализируемых госзаказов экономии удалось добиться только по шести. При этом, ее размеры не впечатляют. Снижение начальной стоимости госзакупки составило от 0,5% до 1,1%. При этом в одном из госконтрактов наблюдается "экономия наоборот". Цена договора по госзакупке "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Сланцевском районе Ленинградской области" составила 343,211 млн рублей при ее начальной стоимости 319,094 млн рублей, то есть, имеет место парадоксальное для закупочной процедуры не снижение, а повышение максимальной стоимости на 7,1%.

Из десяти самых крупных госзакупок Ленинградской области, проведенных за 7 месяцев 2016 года, три не состоялись, а совокупная стоимость оставшихся семи составила  2 582 млн рублей. По ним были подписаны контракты на сумму 2 587,9 млн рублей. Таким образом, экономия в противоположную сторону составила, по подсчетам экспертов "Общественного контроля", 5,8 млн рублей.

Глава ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов, комментируя полученные результаты, подчеркивает: госзаказ всегда относился к управляемой сфере, то есть, заказчик всегда может получить того исполнителя, которого хочет. Но в этом нет ничего плохого, ведь главная цель госзаказа – его добросовестное и своевременное выполнение. Председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров соглашается с предыдущим мнением и додает, что заказчику всегда удобнее работать с одним, проверенным и понятным, поставщиком, чем искать нового.

Таким образом, заявленную правительством Ленинградской области экономию в 117 млн рублей можно назвать смехотворной на фоне общего объема госзакупок в десятки миллиардов рублей. Вместе с тем, нельзя не отметить стремление региональных чиновников к улучшению качества госзаказа.
 

Статьи по теме