Главное об электронных закупках

Дмитрий Сытин: Государство сделало первый шаг на пути к полностью электронным закупкам

Дмитрий Сытин: Государство сделало первый шаг на пути к полностью электронным закупкам

С 1 июля вступили в силу поправки в законодательство о госзакупках и закупках госкомпаний. Как они скажутся на работе заказчиков, поставщиков и электронных торговых площадок, в интервью Т94 рассказал Дмитрий Сытин, генеральный директор «ТЭК-Торг».

– Как вы оцениваете законодательные новеллы, вступившие в силу в июле в рамках 504 и 505-ФЗ? Какие перемены в работу заказчиков и поставщиков они принесут?

– На мой взгляд, в этих поправках очень много полезного. Во-первых, это перевод с 1 января 2019 года всех конкурентных закупок в 44-ФЗ – не только аукционов, но и конкурсов, и запросов котировок и предложений – в электронную форму. Я думаю, это первый шаг к тому, чтобы полностью перейти на электронные закупки как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Во-вторых, это унификация порядка проведения закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 октября 2018 года. В конечном итоге это должно привести к удешевлению этой процедуры.

Конечно, в новых законах есть некоторые противоречивые моменты, которые требуют дополнительного толкования от законодательных органов. Так, все поставщики, работающие по 44-ФЗ и по 223-ФЗ, с 1 июля должны перейти к использованию квалифицированных сертификатов электронной подписи. А это сотни тысяч компаний. И среди них есть нерезиденты, которые по закону не могут получить КЭП. Кроме того, несмотря на то, что законы были подписаны 31 декабря, поставщики заранее не подготовились к их вступлению в силу. Поэтому одномоментное введение требования использования КЭП может привести к снижению конкуренции на закупках, особенно по 44-ФЗ, где раньше такой сертификат не требовался.

При проведении закупок по 223-ФЗ в рамках процедур для субъектов малого и среднего предпринимательства на оператора электронной площадки возложена обязанность проводить сопоставление заявок. Однако трактовки этого термина в законодательстве не дано. Например, чем сопоставление отличается от ранжирования. Еще один вопрос касается обеспечения конфиденциальности информации об участниках торгов. Заказчик в обычной (не МСП) закупочной процедуре может первым этапом закупки провести квалификационный отбор. Каким образом оценить квалификацию поставщиков, не зная их наименований, совершенно непонятно. Мы отправили запрос в Минфин с просьбой разъяснить этот момент, но ответа пока не получили.

Понятно, что первое время процедура закупок как для заказчиков, так и для поставщиков немного усложнится. Так всегда бывает при внедрении любых изменений. Но я уверен, что к концу текущего года все более-менее «устаканится».

Станет ли проще работать заказчикам? Пока не знаю. Те из них, кто хотел использовать электронные процедуры, делали это и раньше. Является ли для них благом унификация процедуры закупок у МСП, пока тоже непонятно. С точки зрения поставщиков ситуация тоже неоднозначная. С одной стороны, процедуры закупок унифицируются, а с другой – вводятся спецсчета банков для управления обеспечением. И если до этого поставщик не тратил деньги на обслуживание лицевого счета на площадке, то сейчас он вынужден будет платить за обслуживание этого спецсчета.

– Как скажутся новые нормы на работе электронных торговых площадок?

– На электронные торговые площадки новыми законами возлагается больше обязанностей, их работа становится более упорядоченной. На первом этапе это может привести к дополнительным сложностям, но со временем, если правила не будут часто меняться, они приведут к упрощению работы.

Конечно, изменение правил работы ЭТП приводит к дополнительным затратам. Но мы считаем, что это плата за то, чтобы быть федеральным оператором. Кроме того, чем больше функций возлагается на оператора, тем, с одной стороны, выше его значение, а с другой, существеннее расходы на их реализацию.

– Сегодня раздается все больше и больше голосов в пользу того, что надо прекратить внесение изменений в существующее законодательство о закупках. Что вы об этом думаете?

– Постоянное внесение изменений – это закономерный итог того, что государство пошло по пути процедурного регулирования закупок. На первом этапе была сделана попытка разработать универсальную процедуру для всех отраслей, товаров, регионов и так далее. Но учесть все нюансы оказалось невозможно, и сейчас при помощи поправок законодатели пытаются адаптировать процедуры для разных отраслей, групп товаров, работ и услуг и т.п.

Вторая причина, по которой, на мой взгляд, поправки в закон будут вноситься и дальше, – это развитие страны, изменение ее законодательства, и конечно, цифровизация. Например, недавно Президент подписал закон, разрешающий государственно-частное партнерство при создании  информационных систем. Соответственно, в 44-ФЗ, вероятнее всего, необходимо будет внести поправки, отражающие особенности приобретения услуг в виде концессии по таким закупкам. И чем детальнее мы будем прописывать процедуру, тем больше поправок придется вносить.

Возможно, стоит задуматься над тем, чтобы изменить сам подход к регулированию закупок. Но законодателю виднее.

– Высказываются мнения о том, что необходимо поднять порог, начиная с которого организации обязаны закупать товары или услуги путем проведения конкурсных процедур. Это позволит сократить число закупок и, соответственно, упростить контроль за ними.

– Общая сумма закупок малого объема – на сумму до 100 тысяч рублей – составляет 700-800 миллиардов рублей в год, и эти закупки очень слабо отрегулированы. И чем выше мы будем поднимать планку, тем больше будет эта сумма. Поэтому вопрос о том, стоит ли это делать, очень сложный. Самое  главное – понять, зачем? На мой взгляд, гораздо эффективнее изменить сам подход к закупкам. То есть требовать от ведомств, губернаторов, муниципалитетов, госкомпаний не соблюдения процедуры, а экономической эффективности закупок.

А для упрощения контроля за закупками их надо перевести в электронную форму, сделать прозрачными и цифровыми. Тогда все будет понятно – что за организации участвуют, как они связаны между собой, какие требования выставлены к предмету закупки и так далее. На мой взгляд, это очень эффективный способ борьбы с коррупцией. Например, можно перевести все мелкие закупки до 100 тысяч в интернет-магазины электронных площадок, которые будут отобраны к 1 октября 2018 года. Подобный сервис электронного интернет-магазина у всех крупнейших площадок уже давно функционирует.

– Ваша площадка хранит данные о торгах?

– Да, не менее 10-ти лет. Эти данные нужны для того, чтобы проводить ретроспективный анализ, выявлять тренды. Кроме того, исторические данные запрашивает ФАС и МВД.

– Напоследок хотелось бы спросить об отборе ЭТП — актуальной теме последних нескольких месяцев. Соответствует ли «ТЭК-Торг» новым критериям отбора?

– Соответствуем мы или нет, определит Правительство Российской Федерации. Если 1 октября Минфином и ФАСом с нами будет заключено соглашение, значит, соответствуем. Мы заранее готовились к отбору и уже подали все необходимые документы. Я уверен, что «ТЭК-Торг» пройдет и документальную, и техническую проверку.

– Не считаете ли вы, что новые требования к площадкам приведут к сокращению их числа и ограничению конкуренции?

– Электронная торговая площадка – это инфраструктурный элемент. И государство вправе устанавливать требования к инфраструктуре, на которой оно проводит государственные закупки и закупки госкомпаний. С другой стороны, их не должно быть очень много. Если на рынке останется 5-10 игроков, то конкуренция сохранится и будет очень высокой.

Автор: Наталья Рудычева

 

Статьи по теме