Главное об электронных закупках

Для чего нужны единые государственные информационные ресурсы

Формирование и развитие в России информационного общества предполагает наличие системы государственных информационных ресурсов, доступ к которым открыт для всех граждан страны. Проблемам правового обеспечения такой системы были посвящены парламентские слушания, организованные Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи

Стратегические вопросы

Открывая слушания, Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Валерий Комиссаров отметил актуальность обсуждаемого вопроса, его «первостепенное значение для модернизации страны».

Напомним, что основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры закреплены в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённой президентом 7 февраля 2008 года. Важными направлениями реализации Стратегии являются совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг, а также интеграция государственных информационных систем и ресурсов в целях повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг.

В Стратегии заявлены весьма амбициозные контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года, в частности:

доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объёме государственных услуг в Российской Федерации — 100 процентов;
доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объёме документооборота — 70 процентов;
доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объёме размещаемых заказов — 100 процентов.

Законодательные аспекты

По мнению члена Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председателя подкомитета по технологическому развитию Ильи Пономарёва, для достижения таких показателей, необходимо как можно скорее скоординировать работу различных ведомств. Между ними до сих пор не согласованы технологические подходы, отсутствует единый набор методик и стандартов. Созданный же в этих целях Совет главных конструкторов, как считает депутат, недостаточно репрезентативен.

Отметил парламентарий и отставание нормативной поддержки внедрения системы электронного государства со стороны правительства. Затягивается рассмотрение закона об электронном документе, а без этого закона юридически обоснованный документооборот невозможен. Не принят и закон об электронной торговле. Для оказания большого набора государственных услуг необходимо принять закон о едином государственном регистре населения (ЕГРН), позволяющий идентифицировать каждого гражданина страны. Госдума предлагает принять поправки в 94-ФЗ о государственных закупках, закрепляющие понятие долгосрочного контракта, который, по словам Ильи Пономарёва, «обеспечил бы преемственность производимых работ».

На парламентских слушаниях были представлены информационные системы Минздравсоцразвития, Минпромторга, МВД. Но, как говорили некоторые выступавшие, содержащиеся в ведомственных информационных системах сведения практически недоступны другим госструктурам для оперативного использования. Это приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации, которая к тому же далеко не всегда оперативно обновляется. Соответственно, неоправданно растут и финансовые затраты государства.

Единые стандарты

Общероссийскую систему классификации продукции предложила разработать президент компании «Cognitive Technologies» Ольга Ускова. Она считает необходимым создание национального фонда нормативно-справочной информации, который занимался бы ведением общероссийских классификаторов продукции и выработкой единых стандартов номенклатурных позиций. На этом ежегодно можно экономить не менее 500 миллиардов рублей. Например, в США в 60-е годы прошлого века создали единую систему каталогизации продукции. Стоила такая система 400 миллионов долларов, а экономический эффект её внедрения составил 12 миллиардов долларов.

Проблемы хранения

О проблеме хранения информации говорил на слушаниях директор Института проблем информатики РАН, главный конструктор проекта по модернизации информационных и телекоммуникационных систем органов государственной власти, академик Игорь Соколов. По его словам, средства хранения огромных массивов информации недолговечны — срок службы носителей составляет не более 20—25 лет. Научное сообщество сейчас занято решением этой проблемы. Игорь Соколов полагает целесообразным использовать наработки, существующие в других странах, более активно включаться в международную кооперацию в этой сфере.

Рекомендации властям

Участники слушаний приняли за основу рекомендации, которые после их доработки будут направлены руководителям федеральных и региональных органов власти — законодательной и исполнительной.

Депутаты, представители научного сообщества и регионов предлагают реализовать программу работ по унификации терминологии, кодов, правил и процессов в области информационных технологий, особенно в области Интернет и электронной торговли. В проекте рекомендаций говорится о необходимости обеспечить синхронизацию общероссийских, ведомственных и корпоративных классификаторов, справочников, словарей, разработать типовые правила описания товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральной системой каталогизации продукции, международными стандартами и лучшими решениями из отечественного опыта. Предложено также синхронизировать коды и описания продукции между разработчиками, производителями, поставщиками и покупателями продукции.

 Определить уполномоченный орган, ответственный за создание и ведение единого фонда нормативно-справочной информации для применения в государственных закупках, рекомендовано Правительству РФ. Государственная Дума, по единодушному мнению участников слушаний, должна ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов об электронном документе, электронном документообороте и электронной торговле, а законодательные и исполнительные органы власти субъектов Федерации — разработать комплекс мер по созданию, эффективному функционированию и развитию региональных центров ведения нормативно-справочной информации.

Председатель подкомитета Госдумы по технологическому развитию Илья Пономарёв оценил парламентские слушания «как содержательный разговор, в ходе которого не только обозначены назревшие проблемы, но и предложены конкретные законодательные меры».