Главное об электронных закупках

Дискуссия по госзакупкам: «Опора России» хочет поправить 94-й закон, а «Деловая Россия» все переписать

В Москве проходит обсуждение проблемы совершенствования системы размещения госзаказов и законопроекта о федеральной контрактной системе. В четверг, 13 октября, представители Общероссийского народного фронта, общественных организаций, эксперты дискутируют об эффективности и недостатках 94-го федерального закона и рассматривают положения нового законопроекта

Дискуссия по госзакупкам: «Опора России» хочет поправить 94-й закон, а «Деловая Россия» все переписать

Напомним, что президент РФ дал поручение до 1 ноября внести закон для обсуждения в Госдуму. Закон о ФКС должен прийти на смену нашумевшему 94-му закону о госзакупках. «Он свою роль сыграл. Я считаю, что все позитивное, что было из этого закона извлечено, нужно в новом законе сохранить», — сказал глава государства.

Законопроект о федеральной контрактной системе не защищает малый бизнес от коррупции и демпинга, считает вице-президент «Опоры России» Виктор Климов. В частности, он отметил:

«Позиция малого и среднего бизнеса по поводу судьбы 94-го закона такова — он уравнял всех, дал возможность малым компаниям приблизиться к госзакупкам и выигрывать за счет механизма предварительной квалификации, электронных торгов, описания к требованиям и услугам. Пока есть проблемы, свойственных системе госзакупок, но в той редакции (нового закона- ред.), которую мы видим – заказчик может сам выбирать форму размещения заказа, и это возможность коррупции. Недобросовестные заказчики смогут давить на поставщика, то есть нет механизма защиты малого бизнеса.

В законопроекте прописано отклонение заявки или аукциона если цена упала до 25%. Но заказчик может установить цену заведомо завышенную. Важно, чтобы были инструменты и процедуры, которые позволили соблюсти интересы заказчика и эффективности госзакупок, но и конкуренцию».

Замглавы Министерства экономического развития РФ Алексей Лихачев пояснил, что вопрос «Опоры» состоит из двух частей. «У нас есть две противополножные точки зрения – «Опоры» и «Деловой России». Реальные технологические обременения, которые существуют – смертельны для бизнеса. Чиновники давно сформировали лазейки, но меня смущает, что отношение формулируется через электронный аукцион. У нас есть система защиты малого бизнеса. Мы говорим, что право заказчика – обременить поставщика на субподряд с малым бизнесом. Почему это никого не интересует? Заказчик должен иметь право расторгнуть контракт. Я принимаю решение о расторжении, публикую в сети, оно 20 дней не вступает в силу. За то время можно обжаловать в Федеральной антимонопольной службе. Абсолютно выгодная новация для бизнеса – расторгнуть контракт, если нарушена система финансирования.

Проблемой также остается демпинг. При 2% демпинговой марже в Европе начинаются жесточайшие меры по введению антидемпинга. Мы говорим, что при падении на 25% — ты обоснуй, почему. Поэтому антидемпинг — обязательная норма. То, что закон всех уравнял – это хорошо, что ли? Нужно подтвердить свою квалификацию конкретными результатами, группа студентов в подвале и квалифицированных ученых – они разные».

В новом законопроекте нужно прописать процедуры общественного контроля и положения аудита, считает вице-президент «Деловой России» Николай Остарков, котрый в своем выступлении поддержал переход формирования госзаказа на основе федеральной контрактной системы. «Мы делаем это осознанно не потому что в регионах жестко критикуют 94-й закон. Сейчас действует идеология – любая кухарка может быть поставщиком государства, ведущий критерий здесь – конкурентная цена. Система заработала на главных принципах: цена и качество. Она работает в тех товарах и услугах, которые так или иначе приближены к биржевым товарам.

И что мы делаем теперь? Оставляем 94-й закон и добавляем блоки? Нужно подойти системно к этому вопросу и переходить к контрактной системе, которая включала бы разные госзаказы. Главное – ориентация на качество продукции и эффективность госзакупок, — сказал Остраков. — Но как будет осуществляться общественный контроль? Если процедурно не пропишем, получим проблемы 94-го закона. Информационный контроль, контроль действий заказчика, идея аудита, выборочного, сплошного – за счет аудита можно оценить тот или иной заказ, пройти его от начала до конца». 

Ваше мнение важно высказывайтесь о реформе госзакупок на нашем форуме госзаказа.