Главное об электронных закупках

Дифференцированные штрафы в госзаказе:

Как новый регламент отразится на рынке?

Дифференцированные штрафы в госзаказе:

Правительство утвердило новый порядок расчета штрафов за нарушение обязательств по госконтрактам. Теперь их размер более точно привязан к цене контракта. Эксперты Т94 рассказали, как это отразиться на заказчиках и поставщиках.

Согласно постановлению №1042 от 30.08.2017 г. в случае нарушения поставщиком условий госконтракта размер штрафа будет зависеть от его суммы. Так, для госконтрактов стоимостью менее 3 млн руб. он составит 10% от его суммы, от 3 до 50 млн руб. – 5% от суммы, 50-100 млн руб. – 1% от суммы.

Для крупных контрактов свыше 100 млн руб. размер штрафа может варьироваться от 0,5% до 0,1% от цены контракта в зависимости от суммы. Например, при неисполнении госконтракта стоимостью 100-500 млн руб. придется заплатить 0,5% от его стоимости. Нарушение обязательств по договору на сумму более 10 млрд руб. обойдется уже в 0,1%.

"Дифференциация штрафов и в самом деле необходима в контексте неисполнения или ненадлежащего исполнения крупнейших контрактов. Зачастую отказаться от них заказчик уже не может, и должен все более и более увеличивать бюджетные вливания просто для того, чтобы проект был завершен. Это приводит к заметному перерасходу бюджетных средств", – комментирует Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center.

Однако, по мнению эксперта, предложенная новеллой сетка штрафов направлена на борьбу с нарушениями в первую очередь при исполнении самых мелких контрактов: за нарушение контракта с ценой менее 3 млн. штраф составит 10% от его стоимости, а за такое же нарушение контракта с ценой более 100 млн. – 0,1 %. И хотя номинальная сумма штрафа в последнем случае будет больше, но удельны вес штрафов в сравнении со стоимостью контрактов различаются на два порядка.

"Хорошо, что штрафы предусмотрены не только для недобросовестных исполнителей, но и для недобросовестных заказчиков, – продолжает Дмитрий Казанцев. – Правда для последних хотя и установлены дифференцированные размеры штрафов, но их сумма в любом случае составляет лишь доли процентов от цены контракта".

Постановлением также определены особенности расчета штрафов по госконтрактам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями. Для них предусмотрены санкции в размере 3% от стоимости закупки до 3 млн руб., 2% – до 10 млн руб. и 1% – до 20 млн руб. По мнению Георгия Сухадольского, генерального директора некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок", уменьшение размеров штрафов по контрактам, заключенным по результатам торгов, участниками которых являются только субъекты МСП, можно рассматривать как дальнейшую детализацию норм и поддержку малого предпринимательства.

"Установление специальной "льготной" сетки хотя и несколько облегчает жизнь поставщикам из числа малого бизнеса, но едва ли влияет в целом на принцип регулирования и на практические последствия оного", – говорит Дмитрий Казанцев.

Дифференцированные размеры штрафов могут быть применены также для субподрядчиков, по вине которых условия госконтракта не были исполнены должным образом. "Зачастую в процессе исполнения госконтракта участвует несколько организаций, и их действия настолько тесно взаимосвязаны, что сбои в работе одной из них ставят под угрозу весь ход работ, – говорят в компании "Приводная механика". – В таких условиях применение штрафных санкций может стать стимулом для качественного и своевременного исполнения обязательств всеми участниками".

Напомним, что ранее поставщики, нарушившие предусмотренные госконтрактом обязательства, должны были заплатить от 10% при его стоимости до 3 млн руб. до 0,5%, если стоимость превышала 100 млн руб.

Автор: Наталья Рудычева