Главное об электронных закупках

Делиться не собирается: Госзакупки остаются закрытыми для большинства

Дело в несовершенстве действующего законодательства.

Делиться не собирается: Госзакупки остаются закрытыми для большинства

Для бизнесменов ужесточение конкуренции продолжает оставаться одной из основных проблем. Также от них поступают жалобы, связанные с проблемой демпинга цен в сфере госзакупок. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга состояния предпринимательского климата, проведенного Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России". Свои комментарии дали эксперты Т94, отметив важность совершенствования законодательства.

По данным опроса, большинство предпринимателей (69%) оценивают конкуренцию как "достаточно сильную" и "очень сильную". При этом наиболее остро проблема ужесточения конкуренции наблюдается в сфере торговли (24%), а также в строительстве и недвижимости (11%). Чаще остальных усиление конкуренции отмечали в сфере недвижимости (83%), услуг связи (75%) и IT (60%). Только 2% предпринимателей указали на ослабление конкуренции в своей отрасли.

Николай Дунаев, член президиума "Опоры России", отмечает, что бизнес обратил внимание на ужесточение конкуренции только из-за жесткого сокращения рынка в целом. "За год рынок сжался минимум на 30%, а большинство игроков пока на нем еще присутствуют. Тем, кто остался на рынке, кажется, что конкуренция усилилась. На самом деле это не так. Она прежняя, но рынок сократился", — подчеркнул Николай Дунаев.

По словам Владимира Гамзы, председателя комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ, проблема России в повсеместном монополизме. "У нас много неестественных монополий, когда компании не заинтересованы в сохранении и поддержании условий монополии, большинство действуют на неконкурентных условиях ", — говорит эксперт. 

Согласно результатам мониторинга, от предпринимателей поступает большое количество жалоб, связанных с наличием острой проблемы демпинга цен в сфере закупок, которые проходят по 44-ФЗ. В "Опоре России" считают, что несовершенство действующего законодательства приводит к тому, что за счет ценового демпинга право на заключение госконтрактов выигрываю компании, у которых нет подготовленных кадров и соответствующих ресурсов для их исполнения. Эти компании формально могут соответствовать требованиям участия в торгах, но по факту не имеют собственных ресурсов для исполнения условий контрактов. Как правило, после заключения договора они предлагают его исполнить третьим лицам, среди которых могут оказаться и другие участники конкретной закупочной процедуры. Добросовестные же участники закупок, которые реально владеют всеми ресурсами для исполнения контракта, определяя нижний порог стоимости своих услуг, ориентируются на реальные возможности и объективность ценообразования. Предприниматели отмечают, что к ним часто обращаются "формальные" победители конкурсных процедур с предложениями исполнить контракт, однако им в основном отказывают, так как предложенная оплата значительно ниже рыночной. В подобных случаях в ходе исполнения госконтракта существенно снижается качество проводимых работ. В ряде отраслей снижение цены контракта доходит до 60%. При этом сами заказчики могут жаловаться на недостаточный уровень качества оказываемых услуг и низкий уровень ответственности исполнителя контракта.

По мнению "Опоры России", сегодня требуются меры по сокращению доли участников закупок, не имеющих в достаточной мере ресурсов для исполнения госконтрактов. Для этого нужно организовать рабочую группу, считают эксперты. 

На европейском рынке для участияв госконтрактах существует правило: сторонний модератор, зачастую это Торгово-промышленная палата, дает справку о том, что компания-поставщик имеет достаточно ресурсов для выполнения госконтрактов. Правда, членство в таких палатах обязательно. Для России подобная практика применима с оговоркой, что модератором должна быть организация тоже с неким обязательным членством, иначе совокупность критериев оценки ресурсов поставщиков будет сложно установить. И все же, по мнению Николая Дунаева, лучше и эффективнее было бы создать общественный или министерский контроль качества исполнения госконтрактов. "Самый эффективный – общественный контроль. Он может регистрировать проигравших участников конкурса, предприятие заказчика и органы надзора, такие как Федеральная антимонопольная служба и прокуратура. У нас большая проблема с контрактами: порой выигрывают на торгах компании, которые не платят налоги, не имеют сотрудников, не платят им зарплаты. Это так называемые "воздушные" компании, которые становятся победителями за счет низкой цены, опираясь при этом на несовершенство законодательства, и в итоге плохо исполняют контракт. После никто не может доказать, что поставлено не то оборудование или выполнены некачественно работы. Обсуждение вопросов качества товаров, работ и услуг приходится выносить в суды, а это далеко не их профиль", — рассказал Т94 Николай Дунаев.

В своем мониторинге "Опора России" также предлагает провести ревизию систем добровольной сертификации и обеспечить открытость их требований. Речь о расширении доступа малому бизнесу к госзакупкам. Сейчас крупные госкорпорации формально открыли свои списки планируемых к закупке товаров и услуг. Но у субъектов малого и среднего предпринимательства практически отсутствует возможность в них участвовать и заключить госконтракт. Причина в том, что почти все крупные заказчики требуют прохождение подрядчиками добровольной сертификации для установления соответствия стандартам заказчика в одобренных ими организациях. Стоимость услуг сертификации в таких организациях необоснованно высока, иногда она доходит до 1,5 млн руб. Обычная сертификация в рамках "национальной системы" обойдется в 300 тыс. руб.

"Сам по себе подход крупных компаний на создание закрытой структуры сертификации является ограничителем конкуренции, — комментирует Николай Дунаев. — В мировой практике закрытая сертификация допускается на основании закона только в ряде специфических отраслей – например, в атомной промышленности или авиации. Во всех остальных случаях сертификация поставщика является ничем иным как искусственным ограничением допуска малого бизнеса к госзакупкам. Это незаконно, и у поставщика естьвсе основания, чтобы обратиться в ФАС". Но сертификация – это далеко не единственная причина отсутствия доступа малого бизнеса к закупкам госкомпаний. По мнению Николая Дунаева, госкомпаниям малые предприятия в принципе не интересны. Эта ситуация не изменится в ближайшие два года, если только госкорпорации не включат в свои бизнес-процессы допуск малого бизнеса к закупкам и отчетность по ним. Также следует ввести систему повышения производительности труда. 

Владимир Гамза считает, что нельзя допустить участие в госторгах любого желающего "с улицы", который мог бы победить за счет низких цен, а по факту поставить некачественный товар. Но и нельзя допускать, чтобы госмонополии сами решали, кого допускать к торгам. Требуются четкие и понятные правила, установленные государством, чтобыпоставлялся лучший товар по адекватной рыночной цене. 

Сейчас государство само приходит на рынки в виде монополий и функционирует как хозяйствующий субъект. Очевидно, что конкурировать с госструктурой на любом рынке никто не сможет.
Автор: Ангелина Жукова. 

Статьи по теме