Главное об электронных закупках

Что нового появилось в 44-ФЗ

Основные изменения с 1 января 2019 г.

Что нового появилось в 44-ФЗ

T94 подготовил обзор основных изменений в 44-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2019 г. Среди них перевод закупочных процедур в электронную форму, регистрация участников закупок в ЕИС, изменение стоимости контракта в связи с ростом НДС, преференции для лекарственных препаратов из стран ЕАЭС и др.

С 1 января 2019 г. вступили в силу очередные изменения в 44-ФЗ.

Важнейшим из них является перевод закупочных процедур в электронную форму. Теперь все заказчики, работающие по 44-ФЗ, должны проводить закупки в электронном виде в форме аукциона, конкурса, запроса котировок или запроса предложений. Бумажные процедуры сохранились лишь для закрытых закупок и закупок в условиях чрезвычайных ситуаций. Их перечень приведен в 44-ФЗ. Это обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1); оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76); оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст. 80, 82); проведение закрытых закупок (ст. 84); проведение закупок у единственного поставщика (ст. 93); поведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111).

Ст. 24.2 44-ФЗ предусмотрена обязательная регистрация всех участников торгов в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) и ведение Единого реестра участников закупок (ЕРУЗ). Поставщики обязаны зарегистрироваться ЕИС до конца года даже в том случае, если они сейчас уже аккредитованы на ЭТП и срок аккредитации не истекает в 2019 г. Регистрация в ЕИС происходит в электронной форме с использованием квалифицированной электронной подписи. Она бесплатна и действительна 3 года. Не ранее чем за 6 мес до окончания ее можно будет продлить. К регистрации не могут быть допущены компании, зарегистрированные в оффшорных зонах.

Получить аккредитацию на электронной площадке можно только после регистрации в ЕИС и внесения компании в ЕРУЗ. Операторы всех площадок должны делать это автоматически в течение 1 рабочего дня.

С 1 января 2019 г. в России с 18% до 20% увеличился налог на добавленную стоимость (НДС). Для отдельных видов продовольственных и детских товаров, лекарств он остался прежним 10%. Заказчики должны учитывать это при расчете начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если заказчик является плательщиком НДС, в 2019 г. он заплатит поставщику на 20% меньше, чем предусмотрено контрактом. Если контракт был заключен до 1 января 2019 г., а оплата производится после этой даты, допускается по соглашению сторон изменение его цены в пределах увеличения НДС при условии, что условиями контракта увеличенный размер НДС не был предусмотрен. Эта норма действует до 1 октября 2019 г.

В новом году при проведении госзакупок необходимо отдавать предпочтение лекарственным препаратам из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии). Если они произведены в этих государствах, то получают 15% ценовые преференции.

Также при расчете годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) можно учитывать закупки у единственного поставщика из числа СМП или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) по итогам признания конкурса несостоявшимся. Или отменить ограничение на участие в закупке только представителей СМП и СОНКО, если первоначальный конкурс был признан несостоявшимся из-за отклонения всех заявок или их отсутствия.

Еще одно нововведение – обязанность прописывать в условиях контрактов, предусматривающих аванс, порядок расчета последующих платежей. Если с контракте не предусмотрены этапы выполнения работ или работы выполняются последовательно, то размер каждого платежа рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров или оказанных услуг и суммой ранее выплаченного аванса. Если же в контракте прописаны этапы его исполнения, то сумма каждого платежа равна разнице между стоимостью фактически поставленных товаров или оказанных услуг и суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров или выполненных работ. Необходимо отметить, что такой порядок расчетов распространяется только на федеральных заказчиков.

Также с 1 января 2019 г. в случае, если при начальной (максимальной) цене контракта менее 15 млн руб. в ходе торгов происходит падение цены более, чем на 25%, размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза либо предоставляется информация о добросовестности исполнителя с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в закупочной документации.

ГУПы и МУПы освобождаются от предоставления обеспечения заявки.

Внешняя экспертиза не требуется, если контракт заключен в результате несостоявшихся электронных процедур.

В течение 2019 г. участников рынка государственных и муниципальных закупок ждет еще несколько нововведений.  Так, с 1 марта 2019 г. при проведении малых закупок станет обязательным использование Единого агрегатора торговли (ЕАТ) «Березка».

С 1 июля 2019 г. поставщики смогут сами выбирать способ обеспечения заявок – это может быть как внесение денежных средств на спецсчет, так и банковские гарантии. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых заказчиком осуществлены в порядке и сроки, предусмотренные контрактом. Если речь идет о банковской гарантии, то заказчик должен отказаться от части своих прав по этой гарантии. В случае отзыва лицензии у банка-гаранта исполнитель закупки обязан в течение 1 месяца предоставить новое обеспечение исполнения контракта.

С 1 октября 2019 г. должен начать работу «Независимый регистратор», который будет осуществлять мониторинг работоспособности ЕИС и электронных площадок, фиксировать действия участников закупок и хранить эту информацию для того, чтобы при необходимости использовать ее в ходе разбирательства.

Наталья Рудычева,

Дмитрий Казанцев, руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-center

Дмитрий Казанцев
Руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center