Главное об электронных закупках

Борьба с коррупцией на госзакупках ведет к сокращению количества ЭТП

Для снижения рисков злоупотребления электронными торговыми площадками (ЭТП), проводящих госзакупки, их количество может быть сокращено. Позиции участников рынка и представителей министерств в этом вопросе не сходятся.

Борьба с коррупцией на госзакупках ведет к сокращению количества ЭТП

Злоупотребления на ЭТП
Согласно статистике, за период 2014 года посредством системы госзакупок было заключено контрактов на сумму 23,8 трлн. рублей, 74 % из которых пришлись на контракты с госкомпаниями и госкорпорациями.

Эксперты Аналитического центра, работающего при правительстве, пришли к выводу, что у владельцев электронных торговых площадок остаются возможности для недобросовестного выполнения своих обязанностей ввиду отсутствия в нынешнем законодательства единых требований к проведению торгов на ЭТП. Картина становится еще менее радужной, если учесть, что у 15-ти ЭТП учредителями или совладельцами являются зарубежные юрлица, а 17 площадок имеют аффилированные связи с заказчиками.

При этом стоит учесть, что более 90% все закупок, проходящих по 223-ФЗ, общей суммой 5,5 трлн. рублей организовываются на 10-ти ЭТП, половина из которых аффилирована с госзаказчиками, а еще 3 – принадлежат иностранцам.

Георгий Сухадольский, занимающий должность исполнительного директора НАИЗ, видит одной из главных проблем ЭТП несанкционированную передачу данных их организаторами. Например, бывали случаи, когда после подачи заявки в виде запечатанного электронного конверта руководитель предприятия практически сразу вызванивался конкурентами, которые просили его снять свою заявку. А ведь и сама заявка и данные о заявителе ни в коем случае не должны рассекречиваться. Еще одна проблема ЭТП – технические сбои на площадках, используя которые их владельцы имеют возможность блокировать IP-адрес конкретной организации, чтобы та не смогла вовремя подать заявку.

Алексей Улюкаев, глава Минэкономразвития, в октябре прошлого года писал в письме вице-премьеру Игорю Шувалову о невозможности ведения оптимального контроля за 120-тью электронными площадками.  С учетом этого и было предложено выработать критерии, позволяющие отобрать определенное количество ЭТП для проведения госзакупок на них по аналогии с законом 44-ФЗ.

Помимо выработки критериев отбора Минэкономразвития предложило сократить количество площадок, что также должно сказаться на улучшении контроля для обеспечения работы ЭТП на надлежащем уровне. Такую позицию Алексей Улюкаев выразил в письме от 11 февраля, направленного в правительство.

Реформы ЭТП
Реформироваться система отбора ЭТП для госзакупок стала еще при 94-ФЗ, вспоминает Антон Емельянов, занимающий должность генерального директора Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП). Первыми в 2009-2010 годах были отобраны сама ЕЭТП и ЭТП Республики Татарстан. Торги по госзакупкам в те времена не были распространены, а к отобранным ЭТП привязывался морально устаревший регламент их работы.

Спустя некоторое время торги на электронных аукционах показали себя более конкурентными чем традиционные виды ведения закупок, говорит представитель Минэкономразвития. В связи с хорошими рекомендациями электронной системы, было решено перевести в электронный формат и другие оставшиеся закупочные процедуры. Это привело к росту конкуренции – на торгах был зафиксирован рост подаваемых заявок.

Мнения экспертов
Михаил Константинов, занимающий должность генерального директора ЭТП Газпромбанка, считает инициативу Минэкономразвития опасной для рынка в случае разработки критериев допуска самим министерством. Эту задачу стоит доверить экспертам рынка, настаивает он. Сейчас  нет четкой процедуры по отбору площадок по 44-ФЗ. Также неясны регламенты и правила о самих ЭТП и их деятельности по 223-ФЗ.

Емельянов из ЕЭТП выступает за ужесточение требований к работе электронных площадок по 223-ФЗ. В противном случае, считает он, любая компания, которая занимается закупками по 223-ФЗ, сможет создать «на коленке» свою ЭТП для проведения торгов на ней по собственному усмотрению. Однако вопрос ограничения реестра ЭТП Емельянов оставляет открытым.

Противниками введения ограничений выступают Газпром и Минфин. Алексей Лавров, заместитель главы Министерства финансов, настаивал на том, что ограничивать количество ЭТП нельзя, потому что операторы электронных площадок с соответствующими требованиям характеристиками должны допускаться к проведению электронных торгов.

Михаил Сироткин, начальник одного из департаментов Газпрома, считает меру ограничения количества ЭТП неэффективной для исключения рисков злоупотреблений. Такой подход к организации системы госзакупок приведет лишь к дополнительным административным барьерам для заказчиков, которые станут искать операторов подходящих площадок «на стороне», считает он. Также, малое число ЭТП скажется на монополизации рынка госзакупок, что приведет к повышению стоимости услуг операторов площадок, прогнозирует Сироткин.

Сергей Габестро, занимающий должность генерального директора Национальной ассоциации института закупок (НАИЗ), настаивает на том, что на рынке госзакупок необходимо ввести стандарт, но не настолько жесткий, чтобы ограничивать желающих создавать электронные торговые площадки. От лица ассоциации Сергей выступил категорически против введения ограничений на количество площадок. Такое положение дел выгодно крупным площадкам, которые в открытой борьбе конкурировать не могут, считает гендиректор НАИЗ.