Главное об электронных закупках

Бизнес и государство: казнить нельзя помиловать

Кудрин предложил ввести мораторий на расследования ФАС

Бизнес и государство: казнить нельзя помиловать

Сегодня около 10 млн человек работает на малых предприятиях, половина из них – индивидуальные предприниматели. О том, как сделать работу бизнеса комфортнее и продуктивнее на открытой лекции в «Ельцин Центре» в Екатеринбурге рассказал бывший министр финансов, а ныне глава Центра стратегических разработок, Алексей Кудрин. Т94 поговорил с экспертами в сфере предпринимательства и государственного регулирования, чтобы понять, насколько применимы в сегодняшних реалиях предложения Кудрина по усовершенствованию отношений между бизнесом и государством.

МСП работает практически во всех отраслях. Малый бизнес большей частью занят в торговле и предоставлении других видов услуг. Средние предприятия заняли нишу промышленности, торговли и сельского хозяйства.

Основными барьерами для малых предпринимателей Алексей Кудрин назвал административную нагрузку и большое количество проверок. Среднему бизнесу, по его мнению, мешает развиваться ограниченный доступ к рынкам, проблемы с инфраструктурой и сложность в подборе квалифицированного персонала. А для индивидуальных предпринимателей барьером для развития служит боязнь легализации бизнеса.

 

В целом же, по мнению экс-министра финансов,  на МСП давит чрезмерный контроль государства, административно-правовое давление и незащищенность прав собственности. По его мнению, эти преграды можно убрать, снизив примерно в два раза число контрольных функций государства на федеральном уровне.

 

По данным Центра стратегических разработок, 42% населения считают, что предпринимательство за годы рыночной экономики принесло России больше пользы, чем вреда, и лишь 13% уверены, что превалирует вред. 11% из положительно расположенного к предпринимательству большинства отмечают, что плюсом развития малого и среднего бизнеса являются новые рабочие места, 10% респондентов отмечают увеличение ассортимента товаров и услуг, 5% связывают подъем экономики с развитием бизнеса, и 4% — с увеличением бюджета страны.

По мнению Кудрина, надо сосредоточиться на институтах роста производительности. Этому должна способствовать и государственная система.

Около 10 млн человек работает на малых предприятиях, около 5 млн – индивидуальные предприниматели, говорит статистика ЦСР. «В среднем можно сказать, что в малом и среднем бизнесе занято 22 млн граждан – это более 2 млн фирм (не считая ИП – прим. Т94)», — отметил Кудрин.

Российский бизнес должен найти свои ниши на мировом рынке, так как внутренний спрос не вытянет его рост. Спрос будет умеренным, подчеркнул Кудрин. «Мы должна найти масштабный экспорт, прежде всего несырьевых товаров», — считает экс-министр финансов. По его прогнозу, темпы роста в 3,5 – 4% возможны только при удвоении несырьевого экспорта к 2024 году.

По словам Кудрина, такое развитие событий возможно, если наши производители выйдут на мировой рынок и начнут продавать конкурентные товары. «Это амбициозная задача, но без нее не решаются темпы роста в 3,5 – 4%», — отметил он.

 

Один из секторов, где мог бы получить поддержку малый и средний бизнес – это участие в госзакупках.

 

«Пока значительная часть закупок имеет имитационные конкурсы», — считает Кудрин. По его словам, 3% государственных заказчиков осуществляет 80% госзаказов, и в них 3,5% поставщиков получают 80% всех заказов. «То есть концентрация очень высокая, что, мы считаем, нужно менять. И я думаю, что нужно ввести мораторий на расследования Федеральной антимонопольной службы по малому и среднему бизнесу, — заявил экс-министр. — Там прецеденты настолько несерьезные и небольшие, особенно для этого сектора, где эти предприятия вряд ли находятся в условиях монопольного положения».

Также Кудрин считает, что для поддержки МСП недостаточно только лишь субсидий и госгарантий, так как не все смогут их получить. «Вот почему важно говорить об общих правилах для бизнеса, об их стабильности, о защите прав собственности, о низких ставках на рынке, о постоянном или стабильном налоговом режиме, — рассказал эксперт. — Вот почему важно создать ту рамку, в которой обычный гражданин, желающий начать свой бизнес, будет чувствовать себя комфортно».

По мнению заместителя руководителя ФАС РФ Рачика Петросяна, основная преграда к участию в государственном заказе и закупках госкомпаний это установление непрозрачных условий допуска и неадминистрируемых, субъективных требований, которые приводят к ограничению количества участников закупки. «К примеру, в документации устанавливается требование о том, что участник должен быть производителем либо официальным дилером производителя продукции, предлагаемой к поставке», — отметил замглавы ФАС в комментарии Т94.

«Другой пример — установление в документации требования о наличии у участника квалифицированного персонала исключительно в штате организации или материально-технических ресурсов исключительно в ее собственности. Из-за этого ряд небольших компаний, привлекающих работников по гражданско-правовому договору и использующих материально-технические ресурсы на праве аренды, лишаются права на участие в торгах», — отмечает Петросян.

 

Мораторий на расследования ФАС, предложенный Кудриным, Петросян считает неэффективной мерой, которая не принесет желаемого результата.

 

«Что касается предложения установить отсрочку «расследований» ФАС России в отношении малого и среднего бизнеса, то в случае с госзаказом и закупками госкомпаний она не окажет желаемого положительного эффекта, поскольку в части Закона о контрактной системе и Закона о закупках антимонопольный орган контролирует действия государственных заказчиков именно для того, чтобы предприниматели, прежде всего, малый и средний бизнес, могли открыто и честно конкурировать за право стать поставщиком или исполнителем работ», — объяснил чиновник.

Замглавы ФАС также сообщил, что ведомство готовит важные поправки в 223-ФЗ, призванные помочь бизнесу. «Ко второму чтению в Госдуме готовы важные поправки в 223-ФЗ, направленные на совершенствование закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства, — рассказал Петросян. — Так, поправками вводится закрытый перечень из 7-10 процедур для закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства, порядок проведения которых будет жестко регламентирован». «При этом сами закупки, согласно предлагаемым нами изменениям, должны будут проходить на общероссийском перечне электронных торговых площадок, работающих в сфере госзакупок», — отметил Петросян.

Президент ТПП РФ Сергей Катырин в комментарии Т94 высказался категорически против предложения ввести мораторий на расследования ФАС. «Отменять контроль ФАС нельзя, — убежден эксперт. — Несовершенство ФЗ-44, к сожалению, дает почву для нечестной конкуренции и аффилированных поставщиков. И зачастую именно расследования ФАС по обращениям предпринимателей способствуют отмене таких торгов».

По мнению президента ТПП, гораздо важнее сократить количество электронных торговых площадок; защищать поставщиков из числа малого и среднего бизнеса от нарушения сроков оплаты со стороны заказчиков; избавить предпринимателей от необходимости предоставления в составе документации избыточного количества документов, которые можно запросить в открытых источниках, например ФНС, Реестре субъектов МСП.

 

По мнению Катырина, в полной мере принимать участие в торгах всем желающим предпринимателям не дает несовершенство механизма государственных закупок.

 

В качестве одних из преград глава ТПП назвал высокий уровень затрат как на участие в закупках ( регистрация на площадках, обеспечение), так и на выполнение контрактов ( отсутствие авансов), а так же низкий уровень технических заданий и нарушение сроков оплаты.

Справка

По данным спецпроекта ТПП РФ «Бизнес-барометр коррупции» только 20% предпринимателей никогда не сталкивались с проявлением коррупции, очень редко — 27% респондентов, иногда — 40% и постоянно 13% опрошенных предпринимателей. 68% опрошенных заявили, что не участвуют в коррупционных сделках. Наиболее коррумпированным направлением, с которым приходится сталкиваться российским предпринимателям, было названо получение справок, лицензий и разрешений (44,3%); на втором месте по коррумпированности – государственные и муниципальные закупки (41,7%); на третьем – надзор за предпринимательской деятельностью (32,2%). В анонимном онлайн анкетировании приняли участие более 3,5 тыс. представителей малого, среднего, крупного бизнеса в различных сферах деятельности из 85 регионов страны. 

 

Автор: Ольга Сытник