Главное об электронных закупках

Банки РФ терпят убытки из-за выплат по гарантийному обеспечению госконтрактов

Из-за подорожания работ и материалов на инфраструктурных стройках банки, выдающие гарантии исполнения госконтрактов, испытывают трудности. Кто виноват, заказчики, подрядчики или банки?

Банки РФ терпят убытки из-за выплат по гарантийному обеспечению госконтрактов

Согласно итогам первого полугодия 2015 года, самым убыточным стал Банк Москвы. Его проблемы связаны не только с отчислениями в резерв финансового оздоровления, но и с инфраструктурными проектами. Сейчас рынок подрядчиков претерпевает трудности, все больше заемщиков теряют возможность расплатиться по долгам, по которым Банк Москвы вынужден создавать финансовые резервы.

Госзаказчиков же вполне устраивает разделение с банком рисков по выполняемой подрядчиком госзакупки. В случае неисполнения договора госзаказчик требует с исполнителя возврат выделенных по контракту денег, а если он не имеет возможности расплатиться, то эту сумму должен выплатить банк, как гарант исполнения сделки.

Андрей Шалимов, зампред правления банка «Возрождение», говорит о том, что банки получают по выданным гарантиям исполнения контрактов хороший комиссионный доход, который может быть сразу отражен в прибыли. Также, в отличие от комиссии по кредитам банковская гарантия не отвлекает денег у финансового учреждения. Несмотря на то, что у подрядчиков, обычно, нет активов, которые они могли бы заложить для получения банковской гарантии, банки идут им на встречу, ограничиваясь принятием частичного залога.

Один из заказчиком считает, что банки, видимо, не верили в то, что когда-нибудь им придется выплачивать деньги по гарантиям. У строительных подрядчиков за плечами накапливался все больший опыт работы, их деятельность только расширялась, а государство во многих случаях мирилось с превышением смет, заботясь лишь о своевременном и качественном окончании строительства.

Как и прочие банки РФ Банк Москвы выдавал свои гарантии под строительство инфраструктурных проектов, так как эта сфера считалась нерискованной — в качестве заказчика выступало государство, которое вряд ли станет затягивать с приемом работы или не заплатит исполнителю.

Но после Олимпиады в экономике России начались проблемы. Падение курса рубля и скачок инфляции еще больше усугубили ситуацию, вследствие чего стоимость работ и материалов, отражаемая в государственных сметах, стала отставать от рыночной. В среднем, уровень расхождения составил 15% по строительным материалам и 18-20% по работам. Об этом писали в отраслевом обзоре KPMG. Стоимость металлоконструкций, согласно изданию, повысилась на 30%, а стоимость импортных материалов — на 30-40%.

Вследствие этого, подрядчики уже не могут укладываться в сметы — средств, которые они получают поэтапно по контракту уже не хватает для выполнения условия госзакупки. Чтобы избежать штрафов за несвоевременное исполнение госконтракта, подрядчики были вынуждены брать краткосрочные кредиты. Но и эта мера после роста ставок и увеличения издержек не могла стать спасательным кругом для подрядчиков в период кризиса.

Чтобы не брать обязательств по кредитным займам для завершения начатых проектов строительные компании стали использовать деньги, получаемые с новых госзаказов.

Евгений Козеренко из Промсвязьбанка, комментируя ситуацию, винит не только строителей, но и их заказчиков. Несмотря на глобальное ухудшение экономической ситуации в стране, они не соглашаются идти на уступки подрядчикам, а обращаются в банк, требуя у него гарантийного возмещения финансов. Госзаказчики не соглашаются с обвинениями, объясняя, что многие подрядчики сейчас просто неспособны выполнить условия госконтрактов, поэтому обсуждать с ними что-либо невозможно.

Если банк получает от госзаказчика требование о возмещении суммы госконтракта, то он должен сразу выплатить всю оговоренную условиями банковской гарантии сумму. В тот же момент банк требует возмещения этой суммы с подрядчика или открывает на него кредит. При возникновении просрочки банк вынужден формировать резервы. Но проблема сейчас в том, что взыскать со многих подрядчиков уже нечего — их активы несопоставимы по стоимости с суммами гарантийных обязательств.

Не имея возможности взыскать запрашиваемую сумму с подрядчика, банк будет сопротивляться выплатить деньги по гарантии заказчику, считает представитель крупного банка. Что же касается выдачи банковской гарантии в сегодняшних условиях, то ее без проблем могут получить лишь стабильные крупные подрядчики, но и то по повышенной процентной ставке.

Правительство признало наличие проблемы с банковскими гарантиями. В конце 2014 года московские власти решили временно отказаться от них из-за высокой стоимости обеспечения. Вместо нее должны использоваться расчеты через казначейство. На федеральном уровне также введены послабления — банковская гарантия не обязательна в тех случаях, когда расчет проводится через казначейство.

Один из крупных подрядчиков считает, что системно проблема не получила решения. Винить во всем строителей не верно, говорит он, так как контракты с маленькой рентабельностью подрядчики брали не для сверхобогащения. При нынешней системе распределения подрядов и регулирования большинство заказчиков просто не станет повышать эффективность работы, заключает строитель.

Статьи по теме