Главное об электронных закупках

Атомные госзакупки: "Росатом" продолжает работать над совершенствованием их системы

Гендиректор "Росатома" Алексей Лихачев на VIII Международном форуме поставщиков атомной отрасли АТОМЕКС-2016, который проходил в Москве 19 и 20 октября, заявил, что главным вызовом на сегодня для атомной отрасли является увеличение количества зарубежных клиентов. Эта тенденция одновременно и открывает новые возможности, и требует пересмотра действующих процедур, в частности, в системе атомных госзакупок. В этом направлении в госкорпорации продолжается систематическая работа.

Атомные госзакупки: "Росатом" продолжает работать над совершенствованием их системы

Как известно, портфель "Росатома" постоянно увеличивается. С 2011 года его объемы выросли вдвое. На сегодня каждый день разыгрываются госзаказы стоимостью около 2,5 млрд рублей, при этом участие в тендерах берут до 140 предприятий одновременно.

В планах госкорпорации – 40 энергоблоков в 15-ти странах мира в ближайшие 10 лет. Не сложно подсчитать, что финансирование в этом случае измеряется миллиардами долларов (около 150 млрд долларов). Кроме этого, работа на территории других стран предусматривает выполнение жестких требований международных договоров, которые, как правило, вынуждают переходить на новые стандарты качества и применять более строгий отбор поставщиков. Таким образом, у России в общем, и у "Росатома" в частности, имеется единственный выход – играть на опережение и заранее адаптироваться к условиям современного мирового рынка.

В этом контексте руководство госкорпорации выбрало несколько основных принципов развития.

Во-первых, принцип постепенной трансформации путем укрупнения закупок и сокращения их количества, когда схожие закупки объединяются в одну, внедряются более долгосрочные контракты, а товары одной категории совмещаются для удовлетворения потребностей сразу нескольких компаний. В этом случае по возможности приобретаемые товары и услуги типизируются и унифицируются их технические характеристики. В этом году такую стратегию планируется применить к 48% годовой программы закупок "Росатома" (73 организации и 474 млрд рублей).  Специалиты корпорации подчеркивают, что, в случае применения категорийной стратегии, можно говорить минимум о 4-процентной экономии при закупках, поэтому в компании это направление планруется развивать и довести, самое малое, до 70% от общего количества закупок (не касающихся малого бизнеса).

Во-вторых, создание конкурентной среды. В 2015 году объем конкурентных закупок "Росатома" составил 643,59 млрд рублей, в этом году планируется достигнуть отметки в 786,84 млрд рублей. Значительная часть плана (329,54 млрд рублей) уже исполнена. Планы на 2017 год – конкурентные закупки на сумму более 800 млрд рублей. При этом, в корпорации заявляют, что в этом году экономия при проведении конкурентных закупок составила более 17 млрд рублей (9,7% от общей стоимости лотов), а сэкономленная сумма за 7 лет – 166,5 млрд рублей.

Как известно, с 2012 года все конкурентные закупки корпорации проводятся на электронных торговых площадках. Ежегодный объем таких заказов – около 30 тысяч. На сегодняшний день "Росатом" сотрудничает с тремя площадками — "Фабрикант", "Росэлторг" и B2B-Center.

Теперь, когда большая часть закупок компании проводится в отношении объектов за границей, руководство компании приняло решение упростить доступ иностранных предприятий к электронным торгам и разрешило им участвовать в конкурсах без цифровой подписи, подавая весь пакет документов на бумажном носителе.

Одновременно "Росатом" апробирует новый закупочный механизм – электронный магазин, в который перевели закупки простой продукции, когда поставщик может оставить свое предложение в отношении представленного запроса в виде оферты. Такая процедура обычно позволяет провести закупку за сутки.

В-третьих, расширение участия в закупках госкорпорации представителей малого и среднего бизнеса. Согласно действующему законодательству, его доля должна составлять не менее 18%. В планах "Росатома" – отдать МСП 50,8% закупок (71,45 млрд рублей). А на закупки у малых предпринимателей инновационной и высокотехнологической продукции планируется потратить 832 млн рублей при требуемых 200 млн рублей. Таким образом, представители малого и среднего бизнеса каждый день получают от данной компании заказов на сумму 150 млн рублей.
 
В-четвертых, постоянное совершенствование системы закупок для минимизации злоупотреблений. Особенно активно в "Росатоме" используют поправки об антидемпинговых мерах. Также на месте организовано рассмотрение жалоб. Ими занимается Центральный арбитражный комитет (ЦАК) "Росатома" и арбитражные комитеты его дивизионов. Данные структуры также рассматривают вопросы о включении той или иной компании в список недобросовестных поставщиков атомной отрасли. Кроме этого, в корпорации действует горячая линия по борьбе с хищениями или мошенничеством при закупках.

Многое делается в вопросе о соблюдении сроков выполнения заказов. Например, срок согласования окончательных условий с компаниями-победителями сокращен с 10 до 7 дней, что позволило сэкономить 7-10% времени и затрат. Теперь в компании работают над 10-кратным сокращением бумажного документооборота.

И, в-пятых, ориентация только на новые, актуальные, нормы. Общеизвестно, что "Росатом" не только выполняет все новые нормы законодательства, но и активно участвует в их формировании, активно сотрудничая с ФАС и Минэкономразвития.
 

Статьи по теме