Главное об электронных закупках

Ассоциация Участников Закупок: стратегическая задача государства – усилить контроль за крупными госзаказами

Главным итогом заседания круглого стола, в котором принимали участие представители Ассоциации Участников Закупок, стало заявление о необходимости серьезной переработки системы контроля за государственными электронными закупками. Заседание состоялось в начале октября, и было посвящено обсуждению законодательных инициатив в закупочной сфере.

Ассоциация Участников Закупок: стратегическая задача государства – усилить контроль за крупными госзаказами

Непосредственным поводом для такого заявления стали собранные ассоциацией за несколько последних лет статистические данные о нарушениях при проведении электронных закупок. Из полученных результатов видно, что правоохранительные органы, как правило, обращают внимание на мелкие нарушения, когда стоимость заказа измеряется тысячами или несколькими миллионами. А вот нарушения в миллиардных закупках обычно остаются незамеченными.

Глава аналитического центра АУЗ Владимир Ястребов подчеркивает: безнаказанность крупных нарушителей не всегда связана с подкупом контролирующих органов. Часто имеет место договоренность на уровне органов власти, отвечающих за распределение государственных средств. Также немаловажную роль играет страх малых компаний составить конкуренцию в крупных заказах, ведь в таком случае не исключен вариант даже криминальных разборок. Таким образом, отмечает Ястребов, в обществе уже привычными стали истории об украденных миллионах и миллиардах. А функция правоохранителей в таких случаях сводится к составлению статистики, а не пресечению нарушений. Эта же статистика показала, что на один случай мелкого нарушения при проведении закупки приходится около сотни крупных несоответствий с законодательством.

О том, что позиция государства в осуществлении контроля за крупными госзакупками слабая, признались и сами представители власти. Недавно министр внутренних дел Владимир Колокольцев заявил, что к самым коррумпированным сферам относятся закупки для государственных и муниципальных нужд, содержание автодорог, строительство, образование, здравоохранение, наука и культура, тем самым подтверждая беспомощность государства в осуществлении контролирующей функции, ведь именно эти сферы лидируют по объемам электронных закупок.

Справедливости ради стоит отметить, что сейчас ведется активная работа над совершенствованием законодательства в части контроля за закупками. Но Владимир Ястребов уверен, что дорабатывать и изменять необходимо не закон о госзакупках, а Уголовный кодекс РФ и, в частности, его статью №35 "Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору".

Солидарность с заявлениями выступающего высказали и другие участники круглого стола, в частности, представители компаний, оказывающих услуги по участию в электронных торгах. Они подтверждают, что часто крупные клиенты позволяют себе открыто говорить о наличии договоренностей с заказчиком или вести себя таким образом, что о таких договоренностях несложно догадаться. В таких случаях заказчик заинтересован в правильном оформлении документации и проведении торгов в соответствии с требованиями российского законодательства. Но на этом законопослушность заканчивается – далее лот становится частью коррупционной схемы. Представители Центра Заключения Контрактов подчеркивают: такие факты уже стали нормой в обществе.

Таким образом, все участники круглого стола пришли к выводу, что только доработка закупочного законодательства не поможет организовать контроль за крупными госзаказами. Необходимо расширять полномочия контролирующих органов и ужесточать ответственность за нарушения в сфере электронных закупок. Таким образом, можно сказать, что доработки ФЗ-44, которые на данный момент выполняются по поручению Игоря Шувалова, не смогут существенно изменить положение вещей в вопросе борьбы с коррупцией.

В завершение заседания круглого стола аналитики Ассоциации Участников Закупок подчеркнули: сейчас 35% бюджетных средств расходуется по криминальным схемам, но посредством электронных торгов. Таким образом, ужесточение контроля за крупными закупками – главная стратегическая задача государства.
 

Статьи по теме