Главное об электронных закупках

Алгоритм поиска контрагента и проверки его благонадежности

Согласно письму ФНС РФ от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@, алгоритм поиска и проверки контрагента включает три этапа: использование открытых электронных сервисов, запрос определенных документов у потенциального партнера и получение выписки из ЕГРЮЛ с требуемыми сведениями. Но, как свидетельствует практика, на каждом из этих этапов предпринимателя, особенного начинающего, могут ожидать проблемы.

Алгоритм поиска контрагента и проверки его благонадежности

Таким образом, можно сделать вывод, что универсальной схемы подбора надежного контрагента не существует. Как правило, компании, используя общий алгоритм, подбирают собственную схему и оптимальные действия самостоятельно. Специалисты утверждают, что любой подбор контрагента должен основываться на трех составляющих: благонадежность (отношения проверяемой компании с бизнес-партнерами и государством, ее намерения), оценка (определение основных критериев оценки и объективной информации) и знание (понимание того, какую информацию необходимо принимать во внимание, а какую — нет).

В проверке контрагента, в первую очередь, должна быть заинтересована сама компания, ведь от надежности партнера зависит ее репутация и прибыль. Как известно, потенциального контрагента проверяют на наличие налоговых и финансовых рисков. В отношении сотрудничества в налоговой сфере говорят о таком понятии, как необоснованная налоговая выгода (все случаи перечислены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53), когда предприниматели, уклоняясь от налогов, минимизируют налогообложение, в результате чего у партнера могут возникнуть проблемы. Финансовые риски, связанные с деятельностью контрагента – это срыв сроков поставок, поставка некачественных товаров и т. д.

В связи с этим, проверка контрагента является обязательным условием дальнейшего сотрудничества. Чтобы удостовериться, что выбранный потенциальный партнер является действующим юридическим лицом, а не фирмой-однодневкой, специалисты рекомендуют осуществить несколько действий.

Во-первых, затребовать у контрагента следующие документы:
— копию устава организации;
— копию паспорта руководителя организации;
— копию свидетельства о государственной регистрации;
— копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
— бухотчетность за год, предшествующий году заключения сделки.

Во-вторых, проанализировать информацию о контрагенте на сайте ФНС. Для этого существует несколько бесплатных онлайн-сервисов. Самый простой – это поиск сведений по ИНН. Ознакомиться с необходимой информацией можно также, применив в качестве поискового критерия название компании, ее адрес и др. Стоит подчеркнуть, что с 2017 года Федеральная налоговая служба планирует запустить еще один поисковый сервис. Также с 1 июля 2017 года станут общедоступными сведения о юридических лицах, которые составляли налоговую тайну. Это доходы и расходы компании, средняя численность фирмы за один календарный год; сведения о налоговых нарушениях; информация об уплаченных налогах и сборах, а также задолженности, пени, штрафы. 

В-третьих, использовать в качестве дополнительных источников полезных сведений интернет-ресурсы:
— реестры недобросовестных поставщиков;
— картотеку арбитражных дел;
— банк данных исполнительных производств;
— реестры лицензий;
— Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности;
— проверку по списку недействительных российских паспортов;
— госконтракты;
— Единый реестр проверок;
— членство в Торгово-промышленной палате РФ;
— Яндекс.Карты и Google Maps;
— сайт контрагента;
— интернет-поиск.

Для получения целостной картины всю полученную информацию рекомендовано условно объединить в три блока: финансовое состояние будущего контрагента, арбитражные дела и потенциал компании. Затем стоит проанализировать точки пересечения этих блоков: объемы деятельности предприятия, существующие споры и потенциальные риски. И последнее – самостоятельно оценить потенциал будущего партнера и перспективы работы с ним.