Быстрее, выше, сильнее: депутаты объявили войну затягиванию закупочных процедур

Быстрее, выше, сильнее: депутаты объявили войну затягиванию закупочных процедур
02/08/2017 09 : 54

Сроки информирования о проведении госзакупок могут сократить

Информирование о проведении госзакупок должно стать более оперативным. Об этом говорится в депутатском законопроекте, который поступил на рассмотрение в Государственную Думу РФ. Предлагаемые поправки в 44-ФЗ весьма неоднозначны и носят скорее теоретический характер, а с реальными закупками не имеют ничего общего, говорят эксперты Т94.

В действующей редакции 44-ФЗ предусмотрен десятидневный срок для размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика со дня внесения изменений в план-график закупок.

По мнению депутатов, такая норма приводит к неоправданному затягиванию закупочных процедур. Поэтому предлагается сократить срок до одного дня – в случае признания закупок несостоявшимися, а в случае внесения изменений по другим основаниям – до трех дней. Таким образом, сокращение сроков поможет усовершенствовать процедуру проведения госзакупок, считают авторы.

По словам Кирилла Кузнецова, эксперта-практика в сфере закупок Tendery.ru, действующие правила не до конца продуманы. "Тот самый случай, когда то, что представлялось законотворцам теоретически верным, мало связано с практикой", - говорит он.

Речь идет о законопроекте № 236034-7, который предусматривает внесение ряда изменений в закон о контрактной системе, в том числе - сокращение срока, который должен сейчас выжидать заказчик перед размещением извещения о проведении закупки, в случае внесения им изменений в план-график.

"Но нужно ли кому-то такое десятидневное ожидание? Участникам закупок? Ведь пауза введена в первую очередь для того, чтобы они, регулярно, по мнению авторов соответствующей статьи закона, мониторящие план-графики, могли увидеть появление интересующей из закупки», - уверен эксперт. Но на деле мало кто из участников закупок вообще ориентируются на план-графики заказчиков, подчеркивает он.

По словам Кузнецова, с поставщиками работать доводится постоянно. «По личному опыту скажу, что большинство из них отслеживает закупку самостоятельно на zakupki.gov.ru, или через специализированные сервисы, но лишь с момента размещения заказчиками извещений. А значит на уровень их информированности и, соответственно, конкурентности, большая или меньшая разница в сроке между внесением изменений в план-график и размещением извещения никакого влияния не оказывает", - считает Кузнецов.

 

Для заказчика, не сумевшего в запланированные сроки заключить контракт, зачастую важен каждый день задержки, так как под угрозу может быть поставлена его основная деятельность, считает эксперт.

 

"Решение задачи своевременного информирования участников может быть и чисто организационно-техническим, например, удобная и бесплатная подписка на извещения об объявляемых закупках с удобными фильтрами настройки и оперативной рассылкой подписчикам", - отметил эксперт.

Дмитрий Сытин, генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг" считает, что "если теоретически смотреть на предлагаемые изменения, то может показаться, что они вносят дополнительную оперативность».

 

Но, по словам эксперта, на практике, сокращения сроков может вызвать дополнительные затраты заказчиков.

 

«Простой пример, в региональной больнице один человек отвечает за оперативное размещение всей информации о процедуре. В случае отсутствия этого человека на месте, сроки могут быть не соблюдены. Чтобы этого не произошло, нужно специально нанимать еще человека, ответственного за размещение информации в короткий срок, а это ведет к дополнительным затратам заказчика", - отметил Сытин.

Директор "ТЭК-Торг" также подчеркнул, что в целом изменения не кардинальны и пока не ясно, какой эффект дадут новые поправки.

"Сейчас контрактной системой предусмотрен десятидневный интервал после окончания процедуры до заключения договора. Этот срок нужен, например, для обжалования. Наличие такой задержки в заключении договора никого не смущает. Тогда как новые поправки говорят о том, что нужно отреагировать оперативно. К любому сроку можно привыкнуть и выстроить эффективные процессы в соответствии с ним. Разница в пару дней вряд ли носить фундаментальный характер", - говорит эксперт.

Алексей Ульянов, генеральный директор Института повышения конкурентноспособности, добавил, что это предложение не направлено на решение ключевых проблем контрактной системы, среди которых эксперт в первую очередь выделил избыточность процедурного контроля в ущерб контролю за результатами.

"Но в целом я скорее за расширение свободы действий заказчика - особенно в процессуальных моментах - у  него сейчас связаны руки. И в этом смысле поправки могут дать определенный положительный эффект в части повышения оперативности, хотя без усиления контроля за результатами такие облегчения могут и привести к злоупотреблениям. И все же системных проблем 44-ФЗ депутаты и чиновники решать не хотят, происходит очередное, перевалившее уже за шестой десяток, латание дыр", - резюмировал Алексей Ульянов.

Автор: Ангелина Жукова 

новости по теме

Назад в будущее:

почему ФГУПы и МУПы возвращаются к 223-ФЗ

Унифицировать и автоматизировать

Участники рынка госзакупок "за", но без перегибов

Госзакупки мимо граждан:

россияне не знают, как защитить свои права

Госкомпании потребуют у МСП сертификаты

Эксперты рассказали о минусах инициативы

спецпроекты

Наши партнеры