Конфликтный госзаказ: комиссии по закупкам предлагают штрафовать за конфликт интересов

Конфликтный госзаказ: комиссии по закупкам предлагают штрафовать за конфликт интересов
20/07/2017 09 : 31

Санкция за нарушение составит 30 тыс. руб. 

Депутаты предлагают штрафовать членов комиссии по госзакупкам за сокрытие конфликта интересов, санкция составит 30 тыс. руб. Соответствующий законопроект уже поступил в Госдуму. Конфликты интересов, ограничивающие конкуренцию, приводят к некачественным поставкам и мешают работе  контрактной системы, однако это предложение вряд ли способно качественно изменить ситуацию, считают эксперты.

Депутаты Госдумы от «Единой России» разработали законопроект, ужесточающий условия работы комиссий по определению поставщиков госзакупок. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях и закон о госзакупках поступили в Госдуму.

Депутаты предлагают обязать членов комиссий по определению победителей тендеров сообщать заказчику торгов о возможном конфликте интересов и других факторах, препятствующих принятию объективных решений. Нарушителей они предлагают штрафовать на 30 тыс. руб.

 

Таким образом разработчики надеются повысить качество работы комиссий и обезопасить заказчика от возможного конфликта интересов, который сейчас практически невозможно определить, следует из пояснительной записки к законопроекту.

 

Выявить нарушение при формировании комиссии по госзакупкам в части сговора или конфликта интересов – практически невыполнимая задача, и 80% нарушений так и остаются нераскрытыми, констатирует руководитель Комитета «Деловая Россия» по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов. «Инициатива авторов законопроекта правильная, но добровольно о планировании преступления у нас сообщать не принято. Поэтому реальное выявление конфликта интересов или других спорных случаев также будет происходить по факту», - прогнозирует он.

Субъективность, приводящая к ограничению конкуренции, перерасходу бюджетных средств и некачественной поставке остается бичом контрактной системы и питательной почвой для коррупционных преступлений, признает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. Однако инициатива депутатов – это, скорее, верное обозначение проблемы, а не предложение потенциально эффективных методов ее решения, уверен он.

Конфликт интересов у членов закупочной комиссии возникает не абстрактно, а в рамках конкретной процедуры закупок, в зависимости от того, кто именно подал заявку на участие, а значит как-то реагировать на ситуацию надо уже после того, как станет известно, кто именно является участником той или иной процедуры закупок, считает гендиректор НП "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок" Георгий Сухадольский. Уже после этого можно будет определиться, как именно поступить с членом закупочной комиссии, у которого возник конфликт интересов. Например, его можно лишить права голоса или заменить на другого члена комиссии, которого также нужно будет проверить на наличие или отсутствие конфликта интересов, размышляет он.

 

Однако антикоррупционные меры в итоге могут обернуться против добросовестных участников госзакупок. «Заточка» под конкретного поставщика начинается задолго до работы закупочной комиссии, с планирования закупки и составления закупочной документации, а непосредственно сама работа комиссии в рамках контрактной системы практически сведена к секретарским функциям, рассказывает Казанцев. Комиссия проверяет, соответствуют ли документы участника требованиям законодательства.

 

По словам Казанцева, законопроект не столько стимулирует беспристрастность заказчика, сколько дает работодателю инструмент для давления на неугодного сотрудника с обвинениями о «фактах, которые могут помешать им принимать непредвзятые решения в отношении участников торгов». А это давление очень удобно применить к неугодному члену закупочной комиссии, в том числе и в случае, если его голос мешает исполнению договоренности заказчика с фаворитом закупки, предупреждает он.

Еще один спорный момент – величина санкции за это нарушение. Наказание за это преступление должно быть соответствующим, штраф в 30 тыс. руб. – это формальность, уверен Фахретдинов. Он предлагает штрафовать всех выгодополучателей от коррупционной сделки, штраф при этом должен быть соразмерен ущербу государства. Кроме того, по его словам, нужно навсегда исключить члена комиссии из закупочной деятельности за сокрытие конфликта интересов в коррупционных целях и создать реестр недобросовестных членов комиссий по госзакупкам наподобие реестра недобросовестных поставщиков.

 

Автор: Анастасия Смоленская

новости по теме

Власти подталкивают производителей к развитию

Как импортозамещение в госзаказе сказывается на промпроизводстве?

ФАС запретили судить о взаимозаменяемости лекарств

Ведомство не в первый раз превышает полномочия

Чиновникам могут вернуть дорогие подарки

Но презенты должны быть из "своих" промыслов

Госзакупки иностранного телеком-оборудования могут ограничить

Рынок не готов к тотальному импортозамещению

спецпроекты

Наши партнеры