Лучше, чем у соседа: Минкомсвязь предлагает закупать ПО по-новому

Лучше, чем у соседа: Минкомсвязь предлагает закупать ПО по-новому
03/07/2017 09 : 23

Как правильно вытеснить импортный софт?

Начато общественное обсуждение проекта изменений  Постановления Правительства РФ №1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд" от 16 ноября 2015 г. Проект подготовлен Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. Т94 обратился к мнению экспертов о целесообразности новых поправок. Предложения Минкомсвязи пока выглядят не вполне конкретными и в их нынешнем виде вряд ли будут действовать эффективно.


В Ассоциации участников закупок T94 напомнили, что согласно требованиям закона188-ФЗ и постановления №1236, при госзакупках ПО следует соблюдать приоритет товаров, работ и услуг российского происхождения по отношению к иностранным. Причем, если закупка российского софта невозможна, заказчик обязан публиковать обоснование. Покупать иностранный софт можно только если в реестре российского ПО отсутствует аналогичный отечественный программный продукт. Есть и еще случай - если наше ПО, включенное в реестр, не соответствует нужным функциональным и техническим характеристикам.


Суть изменений, которые Минкомсвязь предлагает внести в текст постановления №1236, сводится к следующему:
1. Специально оговаривается невозможность замаскировать закупку импортного ПО под предоставление услуг, в том числе облачных услуг – в случае, например, если программный продукт поставляется по модели SaaS, либо программные продукты устанавливаются на арендуемых заказчиками программно-аппаратных комплексах.
2. Специально оговаривается невозможность замаскировать закупку импортного ПО под оказание услуг по его сопровождению, когда в состав таких услуг входит обновление программных продуктов до следующей версии.
3. Вводится прямой запрет на госзакупки предустановленного импортного ПО вместе с вычислительной техникой в обход процедуры, предусмотренной постановлением №1236.
4. Во избежание юридических сложностей для целей госзакупок понятие "отечественное ПО", недвусмысленно определяется по единственному признаку: вхождение программного продукта в Реестр отечественного ПО.


Владимир Ульянов, руководитель аналитического центра Zecurion Analytics, отметил в коментарии Т94, что первый и второй пункты будет сложно реализовать технически, потому что недобросовестные заказчики найдут лазейки. Третий пункт, по его словам, можно реализовать: "Одно дело, когда закупается только оборудование, а другое - когда закупается программно-аппаратный комплекс, в котором уже прошитое оборудование. Если такой запрет будет введен, то будет легче отследить закупки".


Что касается четвертого пункта, то реестр уже создан, в него входит большое количество оборудования, но вокруг реестра постоянно возникают споры: почему одни продукты включают, а другие нет.
"Сложно доказать привязанность продукции к российской юрисдикции. Те продукты, которые для нас привычны, бывают оформлены в каких-то офшорах. В новых поправках нет формальных критериев, они очень сильно размыты", - считает эксперт.


Предполагается, что Минкомсвязь будет формировать рекомендуемый для применения органами власти перечень программного обеспечения, которое будет также отвечать дополнительным требованиям к ПО, утвержденным Постановлением Правительства РФ №325 от 23 марта 2017 г. Возникает логичный вопрос: а насколько вообще отечественный софт конкурентоспособен по сравнению с иностранным? Владимир Ульянов говорит, что все зависит от отраслей и рыночных сегментов. "Есть такие вещи, в которых мы уступаем иностранному производителю. Например, у нас нет операционной системы, есть только подделки", - говорит он.


Только в последние два года госкомпании стали обращать внимание на отечественный софт. Раньше они не задумывались о производителе своего ПО. Если в госструктуре было установлено иностранное ПО, то оно и продлевалось, вопросов по его замене не возникало. Это была понятная и удобная схема, над которой не приходилось задумываться. Когда же речь зашла об импортозамещении, многие госструктуры стали переходить на российское ПО, которое оказалось эффективным. "Кстати, это произошло еще до принятия закона о том, что иностранный софт можно закупать только при отсутствии российского аналога", - уточнил Владимир Ульянов.


В то же время, есть определенные классы программного обеспечения, которые очень хорошо развиты в России. И многие отечественные продукты высоко ценятся в мире, добавляет Владимир Ульянов. Прежде всего, речь идет о достижениях в области информационной безопасности. Так, "Лаборатория Касперского" сегодня является крупнейшим игроком на мировом рынке. Антивирус Dr.Web стал качественным и востребованным продуктом в госсекторе России.
"Ужесточение закупок именно импортного ПО станет отличным стимулом для российских IT-компаний, откроет им рынки, а главное, сможет защитить информацию от несанкционированного вмешательства других государств. Конечно, пока уровень российского и иностранного программного обеспечения нельзя сравнивать. Но и о Белоруссии говорили подобное, однако сегодня эта страна стала лидером в области IT-решений", - рассказал Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний.


В целом, принятые меры будут способствовать развитию и улучшению качества российских продуктов. Но их следовало бы прописать более конкретно, о чем наверняка будет не раз еще сказано: общественное обсуждение документа продлится до 8 июля.
Автор: Ангелина Жукова. 

новости по теме

ЭТП на продажу

как изменения закона скажутся на площадках?

Должен? Простим

Поможет ли малому бизнесу списание неустоек?

На что жалуемся?

Эксперты прокомментировали динамику жалоб на торги

Аналитика закупок

С какими заказчиками работают мои конкуренты?

спецпроекты

Наши партнеры