Заглядывая вперед: Долгосрочные контракты требуют правок

Заглядывая вперед: Долгосрочные контракты требуют правок
20/06/2017 09 : 12

Как учитывать инфляцию в цене договора?

Сейчас санкт-петербургским УФАС рассматриваются жалобы трех компаний на организацию торгов, в ходе которых разыгрывается  право установки и эксплуатации 9,3 тыс. рекламных конструкций, поделенных на 23 лота, в течение 10 лет. Один из вопросов,поднятых на заседании УФАС, была инфляционная поправка к цене контракта.  Эксперты Т94 рассказали, в каких случаях она может применяться.

 

С одной стороны, о заключении долгосрочных госконтрактов мечтают многие производители, в частности компании из высокотехнологичных отраслей. Однако, такие контракты несут в себе и риски. Например, сейчас некоторые производители вынуждены работать по докризисным ценам, которые были обозначены на момент заключения договора.

 

Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, уточнил, что для госконтракта возможности инфляционных поправок как таковых не предусмотрено, и по умолчанию цена единицы продукции в сторону увеличения изменяться не может. Об этом говорится в части 2 статьи 34 закона о контрактной системе. Правда, пунктами 2-4  части 1 статьи 95 предусмотрена возможность специального решения высшего органа исполнительной власти соответствующего уровня. Им может быть увеличена цена государственного или муниципального контракта в том случае, если "исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно". "В целом инфляционные факторы вполне подпадают под это определение. Но вот использование этого механизма в качестве массового представляется затруднительным", - отмечает Дмитрий Казанцев.

 

Эксперт также добавил, что проводя закупки по 223-ФЗ, можно включить инфляционную поправку прямо в формулу цены. Даже если эта формула предусмотрена не была или реальная инфляция оказалась выше прогнозной, можно увеличить стоимость контракта на величину инфляции и простым соглашением сторон. Причем это соглашение дважды публикуется в Единой информационной системе, что при желании должно обеспечивать возможность оперативного выявления случаев злоупотребления этим механизмом. "Однако включение инфляционного коэффициента в формулу цены для поставщика лучше тем, что после подписания контракта ее применение не зависит от согласия заказчика", - уточняет Дмитрий Казанцев.

 

Георгий Сухадольский, руководитель Аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки", рассказал, что если речь идет о коммерческих договорах, то можно вспомнить, как некоторое время назад было повальное банкротство крупнейших ЕПС-подрядчиков (в строительной отрасли – прим. ред.), которые не смогли выдержать фиксированную цену. Сейчас же в долгосрочных договорах обычно не фиксированная цена, а именно формулы цены, нередко на несколько страниц.

 

В этой ситуации представляется непростой и работа фармацевтических ГУПов и МУПов, которые были переведены под действие контрактной системы. По словам Ольги Черновой, заместителя генерального директора по правовым вопросам государственного предприятия Красноярского края "Губернские аптеки", переход означал потерю ассортимента, утрату конкурентоспособности на рынке и падение оперативности процесса закупки. При работе по 44-ФЗ существенно увеличиваются сроки закупки. Раньше процедура занимала в среднем 10 дней, а у единственного поставщика ее можно завершить за один день. По 44-ФЗ на закупку с соблюдением всех требований уходит минимум месяц. Учитывая, что унитарные предприятия работают на рынке в условиях жесткой конкуренции, для них сроки и оперативность закупок являются критичными. Другой пример, если случится эпидемия, и населению потребуются лекарственные препараты, аптеки попросту не смогут быстро их закупить. И при всем этом им нельзя будет изменить цену на закупку лекарственных препаратов, а поставщикам выгоднее продавать лекарства коммерческим аптекам.

 

В июне Президентом РФ был подписан федеральный закон, оставляющий под действием 223-ФЗ закупки фармацевтических МУПов и ГУПов, которые проходят за счет внебюджетных средств, полученных ими в результате своей деятельности. Действие 44-ФЗ распространяется исключительно на закупки за счет бюджетных средств.

 

Станислав Гольдберг, зампредседателя Комиссии по обращению медицинских изделий "Опоры России", рассказал Т94, что в ситуации с медизделиями долгосрочные контракты большая редкость, чаще всего они заключаются на год. "Думаю, многие поставщики медицинских изделий были бы рады такому контракту. Зато мы редко попадаем под инфляционные риски. С другой стороны, на случай форс-мажора существует механизм инфляционной поправки. И обычно от такой поправки никто не отказывается", - говорит Станислав Гольдберг.


Вероятно, что ситуация с изменением цен не только в долгосрочных контрактах, но и в целом в системе государственных и коммерческих закупок скоро кардинально изменится. ФАС неоднократно сообщала, что сейчас по поручению Президента РФ  совместно с компанией "РосТех" и Министерством финансов РФ идет разработка автоматизированной электронной системы анализа и сопоставления цен. По словам экспертов, новый подход к ценам поможет исчерпывающе сказать об обоснованности цен в долгосрочной перспективе и значительно повысить эффективность закупок. 

Автор: Ангелина Жукова.

новости по теме

Споткнутся о ценовой порог:

МСП не смогут получать крупные контракты?

Закупки в "оборонке" засекретят

Не отпугнет ли это инвесторов?

Не ваш размер:

какими должны быть лоты

Занимательная математика:

систему госзакупок будут измерять через "СПАРК-Маркетинг"

спецпроекты

Наши партнеры