Закупили не глядя: Объем нарушений при госзакупках составил 2 трлн руб. в год

Закупили не глядя: Объем нарушений при госзакупках составил 2 трлн руб. в год
14/06/2017 08 : 58

С цифрами согласны не все. 

В Институте экономической политики Гайдара подсчитали объем нарушений при госзакупках и дали рекомендации по снижению коррупции. Эксперты Т94 прокомментировали исследование и сошлись во мнении, что показатель в 2 трлн руб. завышен, но предлагаемые меры могут быть эффективными.


В новом исследовании Института Гайдара также оценили нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты. Ситуация неутешительная, если учесть, что в целом расходы федерального бюджета на госзакупки составляют 16 трлн руб. в год. Чтобы исправить ситуацию с коррупцией, в институте предложили установить перечень конкурентных способов осуществления закупок, выработать типовое положение о закупках и унифицировать условия авансовых платежей. Там же считают необходимым ужесточить ответственность за нарушения при проведении тендерных процедур и несвоевременную оплату закупок - как для должностных, так и для юридических лиц.

 

Руслан Хальфин, эксперт рабочей группы экспертного совета Правительства РФ, считает результаты и выводы исследования весьма сомнительными. "В госзакупках (субъектах 44-ФЗ) совершенно четко указан конечный перечень способов закупок. Если же речь идет о закупках корпоративных компаний (субъектах 223-ФЗ), то вопрос способов закупок по ограниченному перечню явно надуман, поскольку в разных отраслях закупки могут проходить с учетом специфики отрасли. Соответственно, и форма закупки может быть разной. Главное - должна соблюдаться императивная норма, а именно то, что закупка должна быть открытой, публичной с прозрачными критериями отбора", - говорит Т94 эксперт. И добавил: что касается авансов, то они востребованы только при выполнении работ и услуг на закупку материалов с которыми приходят подрядчики. По его словам, их точно можно ограничить на 50% от стоимости всех материалов. "Во всех остальных случаях никаких авансов, в принципе, не нужно", - утверждает Руслан Хальфин. Подобного мнения придерживается также Илия Димитров, директор Ассоциации электронных торговых площадок.

 

Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, отметил, что в ближайшее время объем нарушений при госзакупках должен сократиться, так как полномочия в этой сфере переданы от Министерства экономического развития РФ в Министерство финансов РФ. По его словам, ведомство напрямую заинтересовано в сохранении и рационализации бюджетных средств, а также сокращении коррупционных схем.


Сергей Фахретдинов также заметил, что предложенные меры похожи на те, которые были предусмотрены еще в дорожной карте "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием" в 2013 г. "Сегодня дорожная карта реализована и закрыта. Перечень конкурентных способов осуществления закупок указан в законопроекте № 821534-6 и находится на рассмотрении в Госдуме. В связи с тем, что госкомпании, работающие по 223-ФЗ, осуществляют деятельность в разных отраслях, создать типовое положение о закупках, не учитывая отраслевую специфику, крайне затруднительно. В качестве решения Федеральная антимонопольная служба РФ разработала Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц. Стандарт является общим документом, рекомендованным госкомпаниям для применения в качестве образца работы, учитывая индивидуальные особенности деятельности. С авансированием также идет постоянная работа – сокращен срок оплат договоров, для предпринимателей создаются благоприятные условия", - комментирует эксперт.

 

Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, заметил, что если говорить о госзакупках, то 2 трлн руб. - это каждый третий рубль, потраченный на закупки напрямую из налогов. А если речь о 223-ФЗ, то по данным ЕИС это меньше 10% от общего объёма закупок госкомпаний. В исследовании ИЭП фигурирует цифра в 16 трлн, и важно понимать, какие именно закупки входят в этот объём помимо тех 6,5 трнл, в которые ЕИС оценивает собственно государственный и муниципальный заказ. Если это закупки какой-нибудь компании, частично финансируемой из бюджета, то и 10% это очень много. Если же компания, даже принадлежащая государству, находится на самоокупаемости, то ту же самую цифру можно отнести к её коммерческим рискам. В первом случае - это растрата взятых из налогов денег, и с ней нужно бороться, а во втором случае - это проблема, но всё же не столь острая, считает эксперт.

"Если брать собственно госзаказ, то там для решения обозначенной проблемы нужны комплексные меры. Прежде всего, в госзаказе необходимо заказчика избавить от излишней отчетности и переориентировать на эффективность. Она сейчас отчетность, да и в целом процедурная часть закупок, избыточна, а заказчика нужно перепрофилировать на в собственном смысле слова эффективные закупки, - комментирует Дмитрий Казанцев. - Институт Гайдара брал скорее всего не просто формальные нарушения, а именно, содержательные, то есть растраты бюджетных денег. Чтобы такой растраты избежать, во-первых, нужно предоставить возможность мотивированному, ответственному заказчику закупать именно лучшее, а не то, что лучше ляжет в отчет. Во-вторых, усилить контроль за безответственным заказчиком на всех стадиях проведения закупки. Сейчас мы оцениваем по-старинке правильность выбора победителя; чуть реже, оцениваем порядок выбора способа закупки и приемку по договору. А вот реже всего оценивается планирование. Для реальной экономии бюджетных денег приоритеты ровно обратные".

 

По словам эксперта, прежде всего нужно очень внимательно относиться к планированию, то есть насколько запланированные закупки соотносятся с публично-правовыми целями того или иного заказчика. "Это самое важное, поскольку если оптимизировать планирование бюджета и превентивно исключать все ненужные траты, его львиная доля будет сэкономлена. Для этого необходимо делать акцент не на способах закупки, а на контроле", - считает Дмитрий Казанцев. Он отметил, что нужно действительно развивать не формальный, а именно реальный институт взаимодействия общественных контролеров с уполномоченными государственными органами. Также нужно внимательно относиться к стадии приемки и обращать внимание на то, что действительно было поставлено по госконтракту за бюджетные деньги, что необходимо и обозначалось в техническом задании. И только после контроля результатов поставки, следует обращать внимание на формальные вещи, таких как: составление протокола, правильность выбора способа закупки и пр. "На мой взгляд, именно стратегическое форматирование и переориентация заказчика на эффективность вкупе с повышением уровня образования и мотивации может перевести к качественному улучшению публичных закупок. Тем более, если мы говорим о таких масштабных проблемах как 2 трлн руб. именно в государственных закупках. Я не имею основания не верить коллегам, цифра правдоподобная", - резюмировал Дмитрий Казанцев.


Если считать показатель в 2 трлн руб. завышенным и рассматривать ситуацию, "деля на два", она сама по себе не сильно изменится. Соглашаясь с необходимостью принятия определенных мер по борьбе с коррупцией на госторгах, эксперты отмечают, что усилия Минэкономразвития, Казначейства и электронных торговых площадок по 44-ФЗ вполне разумны, и бизнес скоро увидит улучшения.
Автор: Ангелина Жукова. 

новости по теме

ЭТП на продажу

как изменения закона скажутся на площадках?

Должен? Простим

Поможет ли малому бизнесу списание неустоек?

На что жалуемся?

Эксперты прокомментировали динамику жалоб на торги

Аналитика закупок

С какими заказчиками работают мои конкуренты?

спецпроекты

Наши партнеры