Закупили не глядя: Объем нарушений при госзакупках составил 2 трлн руб. в год

Закупили не глядя: Объем нарушений при госзакупках составил 2 трлн руб. в год
14/06/2017 08 : 58

С цифрами согласны не все. 

В Институте экономической политики Гайдара подсчитали объем нарушений при госзакупках и дали рекомендации по снижению коррупции. Эксперты Т94 прокомментировали исследование и сошлись во мнении, что показатель в 2 трлн руб. завышен, но предлагаемые меры могут быть эффективными.


В новом исследовании Института Гайдара также оценили нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты. Ситуация неутешительная, если учесть, что в целом расходы федерального бюджета на госзакупки составляют 16 трлн руб. в год. Чтобы исправить ситуацию с коррупцией, в институте предложили установить перечень конкурентных способов осуществления закупок, выработать типовое положение о закупках и унифицировать условия авансовых платежей. Там же считают необходимым ужесточить ответственность за нарушения при проведении тендерных процедур и несвоевременную оплату закупок - как для должностных, так и для юридических лиц.

 

Руслан Хальфин, эксперт рабочей группы экспертного совета Правительства РФ, считает результаты и выводы исследования весьма сомнительными. "В госзакупках (субъектах 44-ФЗ) совершенно четко указан конечный перечень способов закупок. Если же речь идет о закупках корпоративных компаний (субъектах 223-ФЗ), то вопрос способов закупок по ограниченному перечню явно надуман, поскольку в разных отраслях закупки могут проходить с учетом специфики отрасли. Соответственно, и форма закупки может быть разной. Главное - должна соблюдаться императивная норма, а именно то, что закупка должна быть открытой, публичной с прозрачными критериями отбора", - говорит Т94 эксперт. И добавил: что касается авансов, то они востребованы только при выполнении работ и услуг на закупку материалов с которыми приходят подрядчики. По его словам, их точно можно ограничить на 50% от стоимости всех материалов. "Во всех остальных случаях никаких авансов, в принципе, не нужно", - утверждает Руслан Хальфин. Подобного мнения придерживается также Илия Димитров, директор Ассоциации электронных торговых площадок.

 

Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, отметил, что в ближайшее время объем нарушений при госзакупках должен сократиться, так как полномочия в этой сфере переданы от Министерства экономического развития РФ в Министерство финансов РФ. По его словам, ведомство напрямую заинтересовано в сохранении и рационализации бюджетных средств, а также сокращении коррупционных схем.


Сергей Фахретдинов также заметил, что предложенные меры похожи на те, которые были предусмотрены еще в дорожной карте "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием" в 2013 г. "Сегодня дорожная карта реализована и закрыта. Перечень конкурентных способов осуществления закупок указан в законопроекте № 821534-6 и находится на рассмотрении в Госдуме. В связи с тем, что госкомпании, работающие по 223-ФЗ, осуществляют деятельность в разных отраслях, создать типовое положение о закупках, не учитывая отраслевую специфику, крайне затруднительно. В качестве решения Федеральная антимонопольная служба РФ разработала Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц. Стандарт является общим документом, рекомендованным госкомпаниям для применения в качестве образца работы, учитывая индивидуальные особенности деятельности. С авансированием также идет постоянная работа – сокращен срок оплат договоров, для предпринимателей создаются благоприятные условия", - комментирует эксперт.

 

Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, заметил, что если говорить о госзакупках, то 2 трлн руб. - это каждый третий рубль, потраченный на закупки напрямую из налогов. А если речь о 223-ФЗ, то по данным ЕИС это меньше 10% от общего объёма закупок госкомпаний. В исследовании ИЭП фигурирует цифра в 16 трлн, и важно понимать, какие именно закупки входят в этот объём помимо тех 6,5 трнл, в которые ЕИС оценивает собственно государственный и муниципальный заказ. Если это закупки какой-нибудь компании, частично финансируемой из бюджета, то и 10% это очень много. Если же компания, даже принадлежащая государству, находится на самоокупаемости, то ту же самую цифру можно отнести к её коммерческим рискам. В первом случае - это растрата взятых из налогов денег, и с ней нужно бороться, а во втором случае - это проблема, но всё же не столь острая, считает эксперт.

"Если брать собственно госзаказ, то там для решения обозначенной проблемы нужны комплексные меры. Прежде всего, в госзаказе необходимо заказчика избавить от излишней отчетности и переориентировать на эффективность. Она сейчас отчетность, да и в целом процедурная часть закупок, избыточна, а заказчика нужно перепрофилировать на в собственном смысле слова эффективные закупки, - комментирует Дмитрий Казанцев. - Институт Гайдара брал скорее всего не просто формальные нарушения, а именно, содержательные, то есть растраты бюджетных денег. Чтобы такой растраты избежать, во-первых, нужно предоставить возможность мотивированному, ответственному заказчику закупать именно лучшее, а не то, что лучше ляжет в отчет. Во-вторых, усилить контроль за безответственным заказчиком на всех стадиях проведения закупки. Сейчас мы оцениваем по-старинке правильность выбора победителя; чуть реже, оцениваем порядок выбора способа закупки и приемку по договору. А вот реже всего оценивается планирование. Для реальной экономии бюджетных денег приоритеты ровно обратные".

 

По словам эксперта, прежде всего нужно очень внимательно относиться к планированию, то есть насколько запланированные закупки соотносятся с публично-правовыми целями того или иного заказчика. "Это самое важное, поскольку если оптимизировать планирование бюджета и превентивно исключать все ненужные траты, его львиная доля будет сэкономлена. Для этого необходимо делать акцент не на способах закупки, а на контроле", - считает Дмитрий Казанцев. Он отметил, что нужно действительно развивать не формальный, а именно реальный институт взаимодействия общественных контролеров с уполномоченными государственными органами. Также нужно внимательно относиться к стадии приемки и обращать внимание на то, что действительно было поставлено по госконтракту за бюджетные деньги, что необходимо и обозначалось в техническом задании. И только после контроля результатов поставки, следует обращать внимание на формальные вещи, таких как: составление протокола, правильность выбора способа закупки и пр. "На мой взгляд, именно стратегическое форматирование и переориентация заказчика на эффективность вкупе с повышением уровня образования и мотивации может перевести к качественному улучшению публичных закупок. Тем более, если мы говорим о таких масштабных проблемах как 2 трлн руб. именно в государственных закупках. Я не имею основания не верить коллегам, цифра правдоподобная", - резюмировал Дмитрий Казанцев.


Если считать показатель в 2 трлн руб. завышенным и рассматривать ситуацию, "деля на два", она сама по себе не сильно изменится. Соглашаясь с необходимостью принятия определенных мер по борьбе с коррупцией на госторгах, эксперты отмечают, что усилия Минэкономразвития, Казначейства и электронных торговых площадок по 44-ФЗ вполне разумны, и бизнес скоро увидит улучшения.
Автор: Ангелина Жукова. 

новости по теме

Неприкосновенность оборонки:

нужно ли защищать спецсчета от ареста?

Путь к росту или гиперконтроль

Нужен ли России Нацплан развития конкуренции?

Занимательная пресса:

какие издания выписывают чиновники в рамках госзаказа

Минобороны под грифом "секретно"

Спасение от санкций или лишние затраты?

спецпроекты

Наши партнеры