Жить стало проще: Размер обеспечения по госконтрактам будет уменьшен

Жить стало проще: Размер обеспечения по госконтрактам будет уменьшен
13/06/2017 09 : 04

И позволит сэкономить исполнителям.

Правительственной комиссией одобрен законопроект, позволяющий уменьшить обеспечение по госконтрактам и банковскую гарантию, пропорционально объему выполненных работ. По мнению экспертов Т94, это правильная мера, которая сохранит страховку для заказчика, но уменьшит нагрузку для бизнеса. 

 

Законопроект передадут для дальнейшего рассмотрения на заседании Кабмина. Министерство финансов РФ занялось разработкой документа во исполнение поручений Президента и Правительства РФ, данных в марте 2015 г. В поручении говорится о необходимости предусмотреть возможность уменьшения банковской гарантии по мере поступления оплаты по контракту, обеспечением которого она является. Изменения будут внесены в статью 34 44-ФЗ. Ее предлагается дополнить новой частью 13.2, согласно которой в контракт, предусматривающий отдельные этапы исполнения, включается условие об уменьшении размера обеспечения его исполнения. Исключения - договоры, разбитые на периоды по исполнению обязательств и оплате, но подразумевающие достижение итоговой цели.

 

Размер же обеспечения контракта уменьшается пропорционально стоимости выполненных обязательств до полного исполнения контракта при условии, что у заказчика нет претензий к исполнителю. При этом одновременно и в той же пропорции уменьшаются и размеры банковской гарантии. Сведения о стоимости исполненного поставщиком или подрядчиком обязательства вносятся в реестр контрактов, заключенных заказчиком, и единый реестр банковских гарантий.

 

Также у исполнителя появятся обязательства в течение месяца со дня требования заказчика предоставить новую банковскую гарантию для обеспечения контракта. Иначе ему будут грозить пени за каждый день просрочки. Эта гарантия также может быть уменьшена, пропорционально периодам исполнения работ по договору. Заказчик же в течение трех дней после оформления новой гарантии обязан будет вернуть "старую" банку, оставшемуся без лицензии.

 

По мнению авторов законопроекта, благодаря этим мерам банки смогут сократить обязательные резервы. Правда, они получат меньшее вознаграждение по гарантии, что позволит сэкономить исполнителям контрактов. В пояснительной записке также указано, что распространить применение новелл можно будет на отдельные работы и услуги, предусматривающие периодичность исполнения.

 

В целом, предложенное решение признают удачным и эксперты Т94. Большинство из них сошлись во мнении, что поправки минимизируют финансовую нагрузку на банковские организации, а также позволят высвободить поставщикам финансовые ресурсы, что уменьшит нагрузку и на бизнес. 

 

Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, отметил, что обеспечение по госконтрактам – страховка для заказчика и огромная нагрузка для бизнеса, особенного для малых предприятий. "Уменьшение обеспечения позволит существенно сэкономить исполнителям контрактов", - отмечает он. По словам эксперта, обеспечение контракта зачастую является непосильной ношей для предпринимателя, поэтому и разработан этот законопроект. "Такой подход будет выгоден и бизнесу, выполняющему госконтракты, и государству, так как оно сохраняет гарантии. Главное, чтобы пропорциональное сокращение не создало дополнительных бюрократических процедур и не усложнило работу", - поясняет Сергей Фахретдинов.

 

Николай Дунаев, член Президиума "Опоры России", пояснил Т94, что в обеспечении по госконтракту и банковской гарантии есть существенная разница. Так, обеспечение – это очень болезненное требование для производителя, потому что подразумевает необходимость доставать "живые" деньги из оборота. "Эти средства находятся на расчетном счете, и с психологической точки зрения, а также с финансовой и экономической – снимать их очень сложно. Гораздо проще оформить банковскую гарантию. То есть документальное обязательство банка, который ручается за поставщика. В целом, отрасль выдачи банковских гарантий хорошо отрегулирована, а все процессы в ней цивилизованны", - комментирует Т94 Николай Дунаев.

 

Дмитрий Сытин, генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг", пояснил, что существует два способа обеспечения исполнения госконтракта – денежные средства, либо банковская гарантия. Не выполнив обязательства, поставщик потеряет деньги, либо, если это банковская гарантия, останется должен банку. "Заказчик получит эти средства сразу деньгами, заранее внесенными на его счет в качестве обеспечения, либо чуть позже, от банка, выдавшего гарантию. Все это своеобразный вид страховки заказчика", - отмечает эксперт.

 

По мнению Дмитрия Сытина, подход, прописанный в новом законопроекте будет выгоден бизнесу – организациям, выполняющим госконтракты. При этом, что важно для государства, сохранятся все гарантии исполнения условий договора.

 

Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, подчеркивает, что банковская гарантия – это разновидность обеспечения по госконтракту. Смысл обеспечения в том, что это возможность заказчику за неисполнение поставщиком контракта взыскать с него "живые" деньги. "То есть, практически такая же функция, что и у штрафа, но только штраф выплачивается "потом" - деньги до взыскания находятся у поставщика, а обеспечение контракта находит заказчика сразу в момент подписания контракта. В госзаказе это огромная нагрузка на поставщиков, а значит и сужение рынка и увеличение цены госконтракта. Такая мера, как уменьшение обеспечения по госконтрактам и банковской гарантии, пропорционально объему выполненных работ для поставщика, окажется действенной поддержкой. Например, по умолчанию поставщик должен треть суммы контракта, который будет оплачен в будущем, перевести на счет заказчика, или купить банковскую гарантию с подобными условиями. Если обеспечение контракта развивается в несколько этапов, то по крайней мере в течение года эта сумма будет малыми кусками возвращаться. Для заказчика это деньги, но они не сильно ему помогают, а вот работу поставщика такая система упрощает", - комментирует Т94 Дмитрий Казанцев, добавляя, что очень важно в законе прописать сам механизм возврата денежных средств. Например, применяется он по многоэтапным контрактам или по любым контрактам и т.п. 

 

Эксперты считают, что обеспечение по госконтракту необходимо, чтобы подстраховать заказчика. Однако, оно должно быть разумным и не становиться дополнительным бременем для бизнеса, поэтому и предлагается уменьшать обеспечение по госконтрактам пропорционально объему выполненных работ. 

 

Сейчас законопроект согласован с Министерством экономического развития РФ, Министерством юстиции РФ, Центральным Банком, Счетной палатой РФ и бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. Также он получил положительную оценку правительственного Института законодательства и сравнительного правоведения.

Автор: Ангелина Жукова.

новости по теме

Неприкосновенность оборонки:

нужно ли защищать спецсчета от ареста?

Путь к росту или гиперконтроль

Нужен ли России Нацплан развития конкуренции?

Занимательная пресса:

какие издания выписывают чиновники в рамках госзаказа

Минобороны под грифом "секретно"

Спасение от санкций или лишние затраты?

спецпроекты

Наши партнеры