Быть проще: Малому бизнесу расширяют доступ к закупкам

06/06/2017 08 : 40
Быть проще: Малому бизнесу расширяют доступ к закупкам

Но 90% бизнесменов этого не заметит.

Правительство РФ постановило обновить перечень крупных заказчиков для увеличения объема закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства. Инициатива вызывала у экспертов Т94 неоднозначное мнение: многие задумались о ее эффективности и целесообразности.

 

Новое постановление "О мерах по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам компаний с государственным участием" внесено Министерством экономического развития РФ в целях реализации приоритетного проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".

 

Изменения коснулись критериев отнесения организаций к конкретным заказчикам регионального уровня. Их годовой объем выручки уменьшен с 2 млрд руб. до 500 млн руб.

Также изменены критерии отнесения организаций к отдельным заказчикам, в отношении которых Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) проводится мониторинг соответствия. Теперь их годовой объем выручки уменьшен с 50 млрд руб. до 40 млрд руб. для заказчиков федерального уровня и до 10 млрд руб. для заказчиков регионального уровня.

 

По словам Ярослава Вахитова, руководителя проекта МЭЛТОР (Мастер электронных торгов), принятые меры должны расширить круг заказчиков, и объем закупок малого бизнеса увеличится. Но, скорее всего, обычный малый бизнес этого не почувствует. Так как, например, к региональному заказчику с выручкой 500 млн руб. может прийти в 4 раза больший поставщик - субъект МСП с выручкой 2 млрд руб. "И это тоже будет считаться увеличением объема закупок у субъектов МСП", - подчеркнул эксперт.

 

Владимир Ястребов, руководитель аналитического центра Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) придерживается другого мнения: "Несмотря на заверения авторов Постановления РФ №608, оно не облегчит доступ малого бизнеса к государственным контрактам. Это постановление является очередной фикцией "в борьбе за интересы субъектов малого предпринимательства". Ведь сам малый бизнес имеет конкретные ограничения по численности работников и максимальной выручке, которой очень далеко до указанных в постановлении сотен миллионов рублей. В основной массе, субъекты малого предпринимательства имеют в нашей стране годовой доход на уровне 1 млн руб. и меньше, большинству из них просто не под силу выполнять контракты заказчиков с многомиллионными оборотами, поэтому постановление для 90% бизнесменов останется незамеченным. Более того, многие государственные заказчики не желают вовсе иметь дела с представителями малого бизнеса, которые не всегда надежны как исполнители, и могут легко сорвать сроки выполнения контракта. Или вовсе отказаться от работ, "освоив" полученную предоплату на иные нужды. Что касается уменьшения выручки заказчиков федерального уровня с 50 до 40 млрд, якобы для облегчения доступа к торгам, то это уже просто профанация. Доходы и обороты федерального бюджета и так планово снижаются: для многих заказчиков эти цифры уже недостижимы, поэтому говорить о снижении "предельной планки" как о шаге в сторону "либерализации торгов" – просто смешно. Все равно что упал человек с моста и заявляет: "Я сделал это в поддержку электронных торгов". Есть шанс хотя бы погибнуть красиво".

 

Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний рассказал Т94, не только о применении нового Постановления, но и конкретных мерах, которые, по его мнению, приведут к желаемому расширению доступа к закупкам. "Уже уверенным шагом малый и средний бизнес идет навстречу к прямому взаимодействию с госкомпаниями. Новое постановление тому подтверждение, - отмечает эксперт. – Сниженный порог величины активов позволит МСП пробовать свои силы на региональном уровне – "потренироваться" – и выходить на федеральных заказчиков. Сейчас задача исполнительных органов власти - сделать так, чтобы нововведения заработали, а не остались словами в Постановлении. Чтобы система заработала, в первую очередь, необходимо проинформировать бизнес. Единогласным мнением на Форуме малого и среднего предпринимательства, прошедшем в "нулевой день" Петербургского международного экономического форума, все эксперты называют то, что региональный бизнес не знает о своих возможностях, преференциях и льготах. В итоге, предприниматели боятся принимать участие в закупках, тем более выходить на заключение контрактов с крупными государственными компаниями федерального масштаба".

 

Таким образом, принятые решения Постановления направлены на расширение перечня крупнейших заказчиков для увеличения объема закупок отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства. Но эксперты скорее готовы считать, что очередные поправки могут оказаться бесполезными. Впрочем, если прислушаться к некоторым советам участников и игроков рынка, то есть надежда, что новые поправки будут работать.

 

 

Для справки:

Действие установленных особенностей закупок отдельных заказчиков у субъектов МСП распространено на дочерние и зависимые хозяйственные общества государственных компаний, в отношении которых мониторинг соответствия будет проводить Корпорация МСП. Кроме того, установлена возможность отдельного отражения сведений о годовом объеме закупок у субъектов малого предпринимательства.

Автор: Ангелина Жукова.

новости по теме

Мутная закупка: Критерии оценки заявок бывают размытыми

Что показала история петербургских рекламщиков. 

Электронные закупки: Как завоевать доверие регионов?

Многие предприниматели опасаются коррупции.

Без обеспечения: Новые возможности гособоронзаказа

Банковское сопровождение может упростить госзакупки в целом.

Заглядывая вперед: Долгосрочные контракты требуют правок

Как учитывать инфляцию в цене договора?

спецпроекты

Наши партнеры