От скрепок до насосов: Мелкие закупки онлайн

От скрепок до насосов: Мелкие закупки онлайн
31/05/2017 10 : 54

На электронных торговых площадках открываются интернет-магазины. 

Все чаще крупнейшие компании предпочитают совершать закупки малого объема через специальные сервисы электронных торговых площадок. И хотя доля таких закупок пока не больше 8%, операторы уверены, что это направление работы имеет хорошие перспективы. Почему стоит зайти в интернет-магазин ЭТП, рассказал в интервью Т94 коммерческий директор ТЭК-Торг Евгений Можаев.

 

– Услуги корпоративного интернет-магазина сейчас предлагают многие площадки. Есть ли такой сервис у ТЭК-Торг и на кого он рассчитан? 

 

 Сегодня этот сервис становится популярным и активно продвигается. Интернет-магазины появляются у крупных площадок, но есть пока далеко не у многих. На площадке ТЭК-Торг такой сервис есть. Сейчас в тестовом режиме им пользуется компания РЖД. Использовать эту технологию закупок в своей деятельности могут не только крупные компании, этот сервис предназначен для любой компании как с точки зрения поставщика, так и заказчика. Целевая аудитория этого сервиса – это широкий круг компаний, предлагающих и покупающих различные товары и услуги. Однако, в силу сложности выделения стандартных параметров, их описания и унификации для отдельных видов товаров и услуг, большая часть поставщиков в магазине – это те, кто предлагает материально-технические ресурсы. Хотя от заказчиков есть запрос на проведение закупок и стандартных услуг - в частности, обучающих курсов по охране труда. Для сложных поставок или услуг – например, логистических – интернет-магазин не подойдет. Так что речь идет, скорее, не о целевой аудитории, а о составе предложения – стандартных товарах и услугах. 

 

– То есть, о мелких закупках?  

 

 Мелкая закупка – это закупка стоимостью до 500 тыс. руб. Зачастую под такие закупки попадают бумага, канцелярские товары, иногда мебель. При этом технология интернет-магазина позволяет проводить закупки большей стоимостью, при условии, что характеристики товара можно точно описать. В эту категорию попадают аварийные срочные закупки, когда длительный процесс контрактования ведет к несоизмеримо большим потерям в производстве. Все зависит от подхода компаний к закупкам. Например, сейчас обсуждается вопрос закупки через интернет-магазин задвижек, которые широко применяются в нефтегазовой отрасли. Выход из строя данного оборудования и невозможность оперативной замены влечет миллионные потери для нефтяной компании. При этом продукция стандартная и поэтому может быть размещена поставщиком в интернет-магазине. Это позволяет очень оперативно провести так называемую аварийную закупку и решить задачу замены критичного для производства оборудования.  

 

– Какие еще задачи может решить заказчик с помощью этого сервиса? Чем сервис удобен поставщикам? Он рассчитан прежде всего на производителей товаров или на посредников в том числе? 

 

 Популярность интернет-магазинов растет, потому что у них есть свои определенные преимущества. Во-первых, это скорость закупки, которая увеличивается в разы по сравнению со стандартными закупками. Чаще всего, мелкие закупки заказчик хочет провести быстро и с минимальными усилиями. Интернет-магазин позволяет это сделать в пределах пяти дней от момента возникновения потребности до заключения контракта. При том, что в нашей практике стандартная закупка длится 30-60 дней, а иногда и 100 дней. Второе преимущество – это унификация процесса закупки и распространение единой методологии закупки на всю компанию. Обычно закупки, которые проходят через интернет-магазин, – это мелкие закупки, которые не курирует отдел снабжения, а проводят их сами производственные подразделения. Ясно, что это не их профильная функция, и они проводят закупки как умеют. Интернет-магазин позволяет работать по простой, стандартной, единой и унифицированной методике и обеспечивать наиболее выгодные условия компании. Это одно из главных преимуществ, которое интересно заказчикам. Третье – единая система отчетности. Если раньше вся информация о мелких закупках была скрыта от глаз, неясно было, как выбирается победитель, обеспечены ли лучшие условия приобретения товара, то в интернет-магазине все данные и действия пользователей фиксируются и накапливаются в базе данных. И это позволяет формировать отчеты в необходимых разрезах, мониторить все закупки и оценивать их эффект, что может гарантировать выбор лучшего поставщика, потому что в интернет-магазине все цены прозрачные. 

 

– Увеличит ли данный сервис количество МСП на площадке ТЭК-Торг? Есть ли преференции для субъектов МСП? 

 

 С точки зрения участия малого бизнеса никаких особенностей в закупках нет. Заказчики чаще всего приходят в интернет-магазин за мелкими закупками. В частности, компания РЖД на текущий момент приняла для себя решение, что через Интернет-магазин будут проходить исключительно мелкие закупки. А там участвует в основном малый бизнес. В целом на площадке ТЭК-Торг доля малого и среднего бизнеса очень высока и превышает 80%. С развитием технологии интернет-магазина этот процент будет только расти. Новый сервис позволяет проводить закупки в упрощенной форме: проводятся они быстро, и не надо замораживать деньги на длительный период, что упрощает доступ малого бизнеса к закупкам крупных компаний. 

 

– Позволит ли наличие корпоративного интернет-магазина увеличить конкуренцию или мы говорим прежде всего о закупках у единственного поставщика? 

 

 Конкуренция будет расти. Так как одна из проблем, которые сопутствуют неконтролируемым закупкам, – выбор тех поставщиков, которые есть, которые на слуху и которых знают. Вот пример: подразделения по добыче нефти и газа занимаются в основном решением технологических проблем, а тут им надо закупить бумагу для печати. Конечно, они не будут проводить глубокий анализ рынка и собирать предложения со всех поставщиков России, когда достаточно трех ценовых предложений для заключения контракта. Если же проводить аналогичную закупку производственным подразделением через интернет-магазин электронной площадки, там уже собраны предложения многих российских компаний. Конкуренция за счет этого вырастает в разы, а трудозатраты человека, который будет проводить закупку, как минимум, останутся на том же уровне, что и сейчас, или даже сократятся за счет того, что часть документов создается автоматически.  

 

 Как вы оцениваете объем рынка малых закупок в целом?  

 

 Сегодня закупки малого объема, которые потенциально могут проходить через интернет-магазин, составляют порядка 6-8% от общего объема закупок.  

 

 Кто предоставляет техническое решение  сама площадка или подрядчики? Насколько плотно идет взаимодействие с заказчиками и партнерами при создании интернет-магазина? 

 

 Закупка – стандартная. Существует каталог с позициями номенклатуры, где описаны определенные параметры товара  например, вес, ширина, высота, марка и пр. Эти параметры очень четкие. Поставщики привязывают свою продукцию к каталогу на площадке. Когда проходит закупка, заказчик заходит в интернет-магазин и просто выбирает ту продукцию, которая ему нужна. Он делает экспресс-заказ (закупка в один клик) или ценовой запрос (запрос на обновление цен поставщиков). С момента выбора товара заказчик уже видит прайс-листы поставщиков и может принять решение, какой способ закупки ему использовать. По желанию заказчика ему может быть настроен личный кабинет, с имеющимся у заказчика каталогом и в соответствии с его корпоративным стилем. Для каждого такого заказчика проводится мэппинг (сопоставление и привязка) позиций его каталога с позициями каталога ТЭК-Торга, к которому привязывают свою продукцию поставщики. Таким образом реализуется механизм закупки в интернет-магазине. 

 

– Будет ли каталог ТЭК-Торг интегрирован с ЕИС? 

 

 Все данные для интеграции нашего интернет-магазина с ЕИС мы готовы предоставить. Но сейчас нет единого каталога товаров в России, и вопроса об интеграции пока нет. Если он появится, то будем строить единую систему отчетности и мониторинга для решения государственных задач.  

 

 Что Вы думаете по поводу реализации идеи создания интернет-магазина в рамках ЕИС? 

 

 Каждый должен заниматься своим делом. Государственная функция в данном случае – это установление понятных и стимулирующих к повышению эффективности правил игры и, соответственно, контроль исполнения требований законодательства. Функция площадок – это оказание сервиса для эффективного обеспечения ими своей производственной деятельности для заказчиков и сокращение затрат на продвижение своей продукции для поставщиков. Интернет-магазин в рамках ЕИС станет монополией, которая традиционно приведет к снижению уровня сервиса. Например, мы делаем все, чтобы заказчик был доволен, иначе он уйдет в другой интернет-магазин. А единый интернет-магазин – это создание естественной монополии, которая только ограничит всю конкуренцию.

 

Интернет-магазины – один из быстро развивающихся сервисов, помогающих заказчикам организовать открытое и прозрачное взаимодействие с поставщиками на электронных торговых площадках.  Скорость, унификация и единая система отчетности, – преимущества, которые делают работу отдела закупок максимально комфортной.

 

Беседовала Ангелина Жукова.

новости по теме

ЭТП на продажу

как изменения закона скажутся на площадках?

Должен? Простим

Поможет ли малому бизнесу списание неустоек?

На что жалуемся?

Эксперты прокомментировали динамику жалоб на торги

Аналитика закупок

С какими заказчиками работают мои конкуренты?

спецпроекты

Наши партнеры