Вопросы к цене: Рейтинг региональных госзакупок возглавил Крым

Вопросы к цене: Рейтинг региональных госзакупок возглавил Крым
29/05/2017 08 : 59

Экономия и эффективность - понятия не равнозначные.

В рейтинге региональных госзакупок первые строчки заняли Крым и Севастополь как отдельный административно-хозяйственный центр, которые оказались самыми экономными. К такому выводу пришли исследователи из Аналитического центра при Правительстве РФ и компании "Закупки 360". Эксперты Т94 обратили внимание, что рейтинг составлен некорректно.

 

Общий объем закупок, по которым проводился межрегиональный анализ, составил 3,9 трлн руб. Аналитики исходили из расчета критерия экономности, который отражает размер экономии на госзакупках, совершенных конкурентными способами. Главным образом, рейтинг отражает, на сколько процентов заказчику удалось снизить цену по сравнению с начальной.

 

Выяснилось, что самый неэкономный российский субъект – Чечня. Там средний процент экономии на одну закупку составил всего 2,7%. Далее в списке Дагестан (4%) и Калмыкия (4,8%). Самым экономным регионом стал Крым, тративший на каждую закупку в среднем на 22,4% меньше ее начальной цены. В тройку лидеров также вошли Севастополь и Липецкая область, Москва заняла 25-е место, а Санкт-Петербург – 19-е. 

 

Но эксперты соглашаются с аналитиками, которые утверждают, что экономность не говорит о качестве закупочного процесса и скорее свидетельствует о неэффективности закупок.

"К сожалению, последние реальные расчеты по экономии в процедурах закупок я видел несколько лет назад. И это был не просто расчет разницы между начальной и конечной ценой, а реальное исследование, учитывающее все сопутствующие расходы - трудозатраты на проведение процедур, оплату труда сотрудников и т.д. Исследование проводилось Выcшей школой экономики на конкретном примере, - рассказал в комментарии Т94 Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям. – Просто же снижение относительно начальной цены нередко говорит не о качественных закупках, а о неправильном планировании. Можно вспомнить практику отдельных руководителей, которые на этом основании при достижении "экономии" свыше 5% не поощряли сотрудника, а лишали его премии за неумение планировать".

 

Также эксперт считает, что при недостаточном внимании к техническому заданию и требованиям к самому поставщику можно получить парадокс в виде отличного снижения цены и безупречного исполнения контракта, но при этом повышения общих расходов организации. "Чтобы было понятно – самый простой пример из сферы хозяйственного обеспечения: при снижении стоимости поставки пластиковых стаканчиков будут поставлены всего лишь чуть более тонкие, но, чтобы они не ломались в руках, пользователи будут брать не по одному стаканчику, а по два, вставляя их друг в друга. В итоге будет и снижение цены, и безупречная поставка – но расход стаканчиков в два раза выше, что приведет к суммарным общим убыткам бюджета", - поясняет Георгий Сухадольский.

 

Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ, также отметил, что в целом, проведенный рейтинг не отражает суть экономии бюджетных средств. "Его можно назвать Рейтингом снижения НМЦК в регионе при закупках", - рассуждает Николай Баранов. 
По его словам, экономность и неэффективность закупок, идут рядом и зависят от двух основных факторов. Первый – правильное формирование НМЦК (любое завышение НМЦК, приводит к липовым показателям) и второй - правильное и грамотное описание объекта закупки. Все это напрямую зависит от профессионализма специалистов по закупкам. Поэтому, по мнению Николая Баранова, рейтинг не имеет право на жизнь или его надо корректировать.

 

Что касается факторов снижения максимальной цены по результатам рейтинга, то все просто: Чечня, Дагестан, Калмыкия – это регионы с низким конкурентным присутствием квалифицированных поставщиков.

"В этих субъектах преобладает мнение, что цена определяет качество товаров (работ, услуг), поэтому они не «скупились» на закупки, - комментирует Т94 Людмила Пронина, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС. – А вот Крым стал самым экономным регионом, так как использует для закупок бюджетные средства и "сидит" на трансфертах из центра, расходование которых жестко контролируется". 

 

По словам Людмилы Прониной, экономность не говорит о качестве закупочного процесса и скорее говорит о неэффективности закупок. Она также считает: чтобы результаты рейтинга были более объективными, надо анализировать, за счет каких средств осуществлялись закупки. Были это только бюджетные деньги и (или) была доля внебюджетных средств. Кроме того, она обращает внимание, что лучше использовать термин не "экономность закупки", а "эффективность".

 

В свою очередь Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, замечает, что рейтинг экономности отражает наличие реальной конкуренции между поставщиками. Эксперт считает его результаты вполне справедливыми: "Крым и Севастополь – регионы с высокой инвестиционной привлекательностью, как для российского бизнеса, так и для зарубежного. Соответственно, в эти регионы приходит большое количество компаний, а уровень естественной конкуренции повышается. Чем больше потенциальных поставщиков участвует в закупке, тем ниже становится цена заключенного контракта. Качество поставляемой продукции при этом не ухудшается, если существует соответствующий контроль со стороны заказчика. В условиях, когда предложение выше спроса. заказчики выбирают лучших из лучших, руководствуясь оптимальными условиями, качеством, ценой, инновационностью и т.д.".

 

Сергей Фахретдинов обращает внимание, что лидерами в рейтинге являются все развивающиеся регионы, где создаются особые экономические зоны, территориальные кластеры, промышленные комплексы.

"Рейтинг отражает не столько эффективность закупок, сколько акценты целеполагания, которые стоят перед региональными заказчиками. Регионам, которые показали формальную экономию, важно было показать максимальную экономию. На самом деле, перед большинством региональных заказчиков таких задач не стоит, - говорит Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. – Сам по себе рейтинг ставит перед нами серьезные вопросы: насколько экономия отражает действительно эффективные закупки? Проблема не в том, сколько сэкономил регион, а то насколько закупки в бюджетном регионе соотносятся с реальными потребностями его деятельности и самостоятельными бюджетными возможностями. Может ли дотационный регион позволить себе то, что он закупает? – главный вопрос. Если мы говорим не о реальной экономии, то, в основе рейтинга надо ставить удовлетворенность закупками конкретного региона и социально-значимых товаров, а не только сколько он смог сэкономить". По словам эксперта, показатель качества – это уровень жизни в регионе, если он высокий, то закупки можно считать качественными. 

 

По словам Рачика Петросяна, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ, экономия на торгах - важный показатель, характеризующий в том числе уровень конкуренции. Однако надо понимать, что экономия происходит в том числе из-за завышения начальных цен. "Для того, чтобы исчерпывающе сказать об обоснованности цен, которые сложились по итогам закупки, как раз и нужно запустить каталог товаров/работ/услуг и автоматизированные электронные системы анализа и сопоставления цен над которыми сейчас по поручению Президента работает РосТех совместно с ФАС и Минфином", - резюмировал Рачик Петросян.

 

Сами составители рейтинга считают, что Крым и Севастополь оказались в лидерах именно по не слишком хорошему знанию и исполнению 44-ФЗ. Эксперты Т94 с этим не согласны, отмечая необъективность результатов рейтинга в целом. Эти регионы просто не научились исполнять закон о контрактной системе, и дело не в обучении специалистов по закупкам, а в опыте, который регион должен получить только спустя время. Главный вывод экспертов: экономность не говорит о качестве закупочного процесса, а скорее свидетельствует о неэффективности закупок.

Автор: Ангелина Жукова. 

 

новости по теме

Чиновникам могут вернуть дорогие подарки

Но презенты должны быть из "своих" промыслов

Госзакупки иностранного телеком-оборудования могут ограничить

Рынок не готов к тотальному импортозамещению

Конфликт интересов: родственников заказчика отстранят от закупок

Друзей и бывших супругов запрет не коснется

спецпроекты

Наши партнеры