Тендер на авторскую продукцию: Сделайте нам красиво

Тендер на авторскую продукцию: Сделайте нам красиво
04/05/2017 08 : 42

Кто и как пишет ТЗ для дизайнеров?

Согласно недавнему опросу, проведенному Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) и Национальной ассоциацией рекламно-сувенирной индустрии (НАРСИ), 38% участников рынка высказались за введение стандартов выбора поставщиков для сувенирных тендеров. Остальные не считают, что авторская продукция подлежит унификации. О проблемах тендеров в дизайне Т94 поговорил с экспертами.

 

Довольно просто решаются вопросы унификации в архитектурном дизайне, поскольку это сфера, смежная со строительством. Например, сейчас в Саратове к Международному форуму "Среда для жизни: квартира и город", который пройдет 13-15 мая 2017 г., стартовал пилотный проект по унификации вывесок и сокращению их количества на 20% от площади фасадов. Проект станет частью дизайн-кода и объемно-пространственного регламента города.

 

Другие сферы, требующие дизайнерских усилий, в настоящее время практически не регулируются. Совершенствование проведения тендеров в сфере дизайна – одно из направлений работы профильных комитетов АКАР и НАРСИ. Во время выставки "Дизайн и реклама-2017" прошла дискуссия "Гостендеры: казнить нельзя помиловать", в ходе которой определился целый круг вопросов, подлежащих решению. Это и размытость понятия авторской продукции, и проблемы стандартизации в дизайне, и сложность создания технических заданий на креатив.

 

Здесь стоит напомнить, что дизайнерская продукция не сможет войти в каталог товаров, работ и услуг для заказчиков по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова сказала в комментарии Т94, что вся серийная продукция должна быть внесена в каталог, но если говорить об уникальных закупках, то они в него не попадут.

 

Получается, что для закупки дизайнерской продукции критерии выбора каждый раз приходится прописывать заново и учитывать большое количество деталей. "Если критерии прописаны действительно подробно, то, скорее всего, этот тендер написан под кого-то, удовлетворяющего этим критериям. Прописываются они в большей степени не под креативную составляющую", – рассказал Т94 генеральный директор рекламного холдинга "Мастерская" Андрей Федоров.

 

Тендер не обязательно может быть прописан под уже определенного победителя, с умыслом отдать ему выгодный заказ. В этой сфере совсем не всегда идет речь о коррупции. Заказчики обычно не специалисты в дизайне, и им даже для создания ТЗ необходимо сначала пообщаться со знающими людьми.

 

"Как правило, заказчиком отбирается пул компаний-участников, по портфолио, по рейтингам креативности, прочим неформальным признакам. Каждой компании предлагается сразу принять участие в творческом конкурсе с указанием коммерческого предложения, либо производится предварительная встреча с презентацией агентства, на которой происходит отбор участников тендера, и только потом объявляется сам тендер, – говорит генеральный директор illan communications group Сергей Пикус. – Результатом является подача творческих решений и предложение по цене. Комиссия, весьма субъективно, но руководствуясь ТЗ, принимает решение в ту или иную пользу. Уровень участников предполагает, что откровенного ширпотреба не будет".

 

Однако, даже если заказчик сумел подстраховаться, проведя предварительное исследование рынка и составив тендерную документацию так, чтобы не привлекать неквалифицированных участников, проблема оценки и последующей реализации креатива остается.

 

"Чаще всего пишется формула: скажем, на 40% решение комиссии будет зависеть от цены, на 30% от подтвержденной квалификации участника (сколько у него наград, какой штат дизайнеров, состоит ли он в профессиональных ассоциациях). И только 30% занимает креативная составляющая, причем это будет субъективный выбор комиссии, в которой как правило нет ни одного специалиста по дизайну. Эти же люди пишут ТЗ для конкурсной документации, довольно слабо себе представляя, как работают дизайнеры. В результате может получиться, что надо сделать продукт для неизвестной целевой аудитории по несуществующим технологиям", - говорит Алексей Федоров.

 

"В критериях оценки каждый заказчик определяет самостоятельно вес цены в тендере, опыт и качество работы и ее соответствие ТЗ, - уточняет Сергей Пикус. - Мы рекомендуем не ставить критерий цены больше чем 50%, иначе заказчик становится заложником именно этого параметра. Опыт рекомендуем ставить 20% для отсеивания малопонятных компаний, и 30% - это соответствие ТЗ. Идеально последний параметр оценивать как 50%, а первый 30% но увы ситуация на рынке иная. Если параметр цены больше чем 50% для нас это сигнал, что работа с клиентом не имеет смысла".

 

"Бывают и случаи, когда заказчик прекрасно себе представляет все нюансы, но сознательно запутывает участников тендера, чтобы отдать победу кому-то конкретному, - делится своими наблюдениями Алексей Федоров. - В требованиях может быть указан, например, метод печати, требующий сложного дорогостоящего оборудования и сужающий круг участников. При этом сумма тендера в несколько раз выше стоимости стандартных изделий, а это деньги налогоплательщиков. Стандартные технологии помогли бы сделать тендер более эффективным во всех отношениях. По безграмотности ли это делается или по злому умыслу, в любом случае от подобных тендеров толку немного. Отдельно следует упомянуть такой бич тендеров, как нереальные сроки исполнения и высокие штрафы за просрочку. Если вы видите, что огромный объем работы надо выполнить за 2-3 дня, не стоит думать, что сможете блеснуть перед заказчиком. Скорее всего, этот дизайн уже кто-то сделал. Не всегда речь идет о коррупции: бывает, что при нереальных сроках бюджет настолько скромный, что и в нормальном режиме мало кто стал бы браться за этот заказ".

 

Опытные дизайнеры легко отсеивают тендеры, в которых не стоит принимать участие, и это не удерживает их от тендерной гонки в целом. Эксперты сходятся во мнении, что при всех перечисленных проблемах дизайнерское предложение, даже не самое выгодное по цене, все-таки способно выиграть тендер по совокупности параметров благодаря качеству творческой составляющей. Солидные дизайнерские фирмы могут подавать заявки на участие в тендерах 2-3 раза в неделю, и сложности их не отвращают. Более молодым участникам дизайнерских тендеров остается ждать создания курирующего органа, который сможет оказать им поддержку в спорных ситуациях.  

 

Автор: Олеся Кривцова

новости по теме

Чиновникам могут вернуть дорогие подарки

Но презенты должны быть из "своих" промыслов

Госзакупки иностранного телеком-оборудования могут ограничить

Рынок не готов к тотальному импортозамещению

Конфликт интересов: родственников заказчика отстранят от закупок

Друзей и бывших супругов запрет не коснется

спецпроекты

Наши партнеры