Ошибки в размещении торгов: Бег по кругу

Ошибки в размещении торгов: Бег по кругу
27/04/2017 08 : 51

Закупочные процедуры порой затягиваются надолго.

Размещая на электронной торговой площадке новый лот, заказчик может допустить ошибки, которые вызовут ряд дополнительных вопросов, а в худшем случае и жалоб со стороны участников торгов. Некоторые недочеты уже стали классикой жанра и объясняются обычной небрежностью. Есть и другие причины. 

 

Т94 попросил экспертов рассказать о типичных ошибках со стороны заказчиков и их последствиях.  

 

Прежде всего, следует иметь в виду, что мелкие случайные недочеты сейчас выявляются быстро и могут быть исправлены безболезненно. Дмитрий Сытин, генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг", пояснил: "От ошибок, которые могут быть совершены по невнимательности заказчика, торговые площадки обычно надежно защищены. Недочеты в установке сроков, а также в суммах, не исключены и встречаются довольно часто, но до окончания приема заявок у заказчика есть возможность их исправить. Обычна практика, когда поставщики начинают задавать уточняющие вопросы. Большинство ошибок сразу выявляются. Также мог быть не опубликован какой-нибудь обязательный документ, являющийся частью закупочной документации – например, квалификационные требования. Поступает вопрос о его отсутствии, тогда заказчик незамедлительно его публикует". 

 

Илия Димитров, директор Ассоциации электронных торговых площадок, уточняет: "Изначально вводом ошибочной информации пользовались мошенники. Но сейчас количество нарушений, связанных с размещением торгов в электронной форме становится все меньше. Чаще всего заказчик или поставщик ошибается из-за того, что он просто невнимателен. Бывает, что указаны неверно сроки или заказ размещен невовремя. Встречаются случаи, когда заказчик действительно хотел скрыть информацию. Но ошибки постепенно нивелируются с учетом постоянной технологизации закупочного процесса. Площадка становится "умнее" и сама способна выявить и указать какие-то недочеты".  

 

Несмотря на постоянные улучшения функционала и интерфейса электронных торговых площадок, заказчики все еще могут путаться при размещении лотов. Антон Емельянов, генеральный директор "Единой электронной торговой площадки", рассказывает: "Незнание нюансов размещения лотов на электронной торговой площадке может привести к жалобам на заказчиков в ФАС или суд со стороны поставщиков. Самые распространенные ошибки связаны с указанием в аукционной документации неоднозначных требований к товарам, которые часто вводят участников закупки в заблуждение и приводят к ошибкам в поданных ими заявках. Также встречаются случаи, когда заказчики, нарушая закон о контрактной системе, устанавливают дату окончания рассмотрения заявок и дату проведения электронного аукциона на один день, а это невозможно не только ввиду незаконности, но и ввиду технических особенностей функционала ЭТП".  С ним согласен Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям: "Так же, как и любое иное незнание процедур организации закупок или участия в них, незнание особенностей работы с ЭТП может приводить к самым различным последствиям – от признания торгов недействительными, до понуждения к заключению контракта на приобретение того оборудования (в т.ч. дорогостоящего), которое заказчику по каким-либо причинам не требовалось или уже не требуется. Однако конечно самая правильная практика – не когда заказчики вынуждены подстраиваться под ЭТП, а когда ЭТП подстраивается под нужды и бизнес-процессы заказчика". 

 

Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, предупреждает, что незнание нюансов размещения лотов может привести к обвинению заказчика в нарушении порядка выбора победителя. На основании этого нарушения заказчику придется отменить закупку. Более того, есть риск взыскания штрафа. "Типовые ошибки, которые совершают заказчики при размещении торгов, можно разделить на две категории. Первая – непонимание и незнание сути электронной формы закупки. Вторая – непонимание инструмента электронной закупки. К первой категории относится нарушение, которое, как ни странно, до сих пор не ушло в прошлое, – когда заказчик требует от поставщика предоставить заявку одновременно и через площадку, и на бумаге в запечатанном конверте. Поставщики знают, что это необоснованное требование, и идут в антимонопольную службу. В этом случае закупка приостанавливается, у заказчика появляется много проблем – и только из-за того, что он сам не смог распечатать заявку. Более "тонкий" вариант ошибки – когда заказчик требует от поставщика предоставить именно скан-копии рукописных документов для проведения закупки в электронной форме. Таким образом заказчик дает лишнюю возможность поставщику предъявить претензии по поводу неисполнимости требований к тендерной документации".  

 

В качестве примера Дмитрий Казанцев приводит соревнования в режиме онлайн в электронной форме, когда заказчик требует внести изменения в документацию: "Одно дело, если заказчик принимает от поставщика измененное и улучшенное предложение просто в формате таблицы Excel с новыми цифрами, но подписанное электронной подписью. Но совсем другое дело, если заказчик требует тоже самое предложение перепечатать, переподписать у генерального директора, отсканировать и приложить к своей заявке. В режиме онлайн подобная ситуация попросту неисполнима.  

 

Что касается незнания и непонимания инструмента электронной закупки, типичный пример – когда заказчик не понимает разницы между открытой закупкой и открытым режимом приема заявки. То же самое соревнование онлайн. Закупка будет продолжаться до той поры, пока участники торгуются. Если они торгуются двое суток, значит и закупка будет идти столько же. Возникает ситуация, когда заказчик объявляет такую закупку, с установкой в настройках возможности торговаться участникам двое суток, при этом назначает четко фиксированную дату работы аукционной комиссии. Происходит следующее: комиссия собирается, а торги еще длятся. Таким образом, комиссия формально обязана сидеть часами. Но бывает, что такая ситуация приводит и к смешению дат, которые публикуются и на официальном сайте, тогда возникают проблемы уже с отчетностью". 

 

Во избежание всех этих неприятностей, рекомендуется тщательно изучать регламенты электронных торговых площадок, внимательно готовить закупочную документацию и следить за изменениями в законодательстве. Сейчас многие ЭТП организуют семинары и вебинары для специалистов по закупкам, которые помогут организовать все процедуры быстро и эффективно.

 

Авторы: Ангелина Жукова, Олеся Кривцова

новости по теме

Унифицировать и автоматизировать

Участники рынка госзакупок "за", но без перегибов

Госзакупки мимо граждан:

россияне не знают, как защитить свои права

Госкомпании потребуют у МСП сертификаты

Эксперты рассказали о минусах инициативы

В госкомпаниях предпочитают Mercedes

Должны ли предприятия отчитываться за дорогие авто?

спецпроекты

Наши партнеры