44-ФЗ: Пациент скорее жив, чем мертв

44-ФЗ: Пациент скорее жив, чем мертв
17/04/2017 09 : 14

Но за его жизнь еще придется побороться. 

Споры вокруг закона о контрактной системе продолжаются. Он претерпел уже столько изменений, что некоторые специалисты высказывают мнение, будто проще принять совершенно новый закон, как это уже было, когда устарел 94-ФЗ. Нужны ли такие крайние меры, отвечают эксперты Т94.

 

Прозрачность закупок, конкуренция, экономия - это основные заявленные цели 44-ФЗ, которые пока закон не обеспечивает в достаточной мере. Из-за этого ему постоянно требуются поправки и дополнения, за которыми порой не успевают следить ни заказчики, ни поставщики. Эффективны ли госзакупки по такому закону?

 

Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, рассказал Т94, что для начала следует определить, что же считать эффективностью госзакупок, а только потом пересматривать критерии этой эффективности. "По старинке эффективность - это разница между начальной максимальной ценой и ценой контракта. Все недобросовестные заказчики и участники научились этим оперировать. Но критерии эффективности - это не сколько сэкономили по цене на закупки, например, лекарств, а сколько этими лекарствами было вылечено людей. Пока критерии эффективности не изменятся, невозможно будет добиться достижений целей контрактной системы", - считает эксперт. По его словам, смысла в переписывании закона о контрактной системе нет. При этом, 44-ФЗ показал, что переписывать нужно концепцию госзакупок. 

 

"Де-факто в 44-ФЗ были воспроизведены ошибки 94-ФЗ, что и дало предсказуемый результат. Сегодня нужно стимулировать заказчиков к эффективному расходованию бюджетных средств. Нужно также расширять институт общественного контроля, который должен быть экспертным. В этом случае, эксперты смогут определять, насколько хороши или плохи закупки для конечных потребителей, то есть для граждан. Также должен быть рассекречен бюджет, так как сейчас можно отследить экономию только в полмиллиона, а триллионные статьи бюджета находятся под грифом "секретно". В такой ситуации говорить об эффективности закупок не приходится. Не менее важно менять психологию заказчика. Так как они не боятся потратить лишние деньги, но они боятся контролеров, которые будут проверять не количество и качество тех же лекарств, а насколько полно собран комплект документов по каждой закупке", - предложил Дмитрий Казанцев, добавив, что для всего этого новый закон писать не обязательно. "Не имеет смысла писать четвертый закон пока не будет изменена философия госзакупок", - подчеркнул он.

 

По словам большинства опрошенных Т94 экспертов, спустя четыре года существования, контрактная система все еще нуждается в совершенствовании. Антон Емельянов, генеральный директор "Единой электронной торговой площадки", отметил, что сегодня в рамках 44-ФЗ существует возможность видеть и анализировать закупки по множеству различных параметров. А это важное достижение последних 10 лет работы. "Сейчас понятно, что заказчики планируют закупать, и каким способом они это будут делать, - комментирует Антон Емельянов. - Поставщики понимают, как найти необходимую процедуру и как принять в ней участие, как их будут оценивать, и как будут действовать конкуренты, в случае, если это электронный аукцион. Это все показатели прозрачности". Эксперт напомнил, что в 2016 г. экономия бюджетных средств превысила 419 млрд руб., а среднее снижение цен при проведении конкурентных закупок составило 8,2%. Среднее количество участников закупок на торгах составляет в среднем около трех, и каких-либо ограничений конкуренции в этой системе точно не происходит. "Недостатки и проблемные моменты существуют, но система продолжает развиваться, а многие процессы улучшаться", - замечает эксперт.

 

В свою очередь Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, обратила внимание, что хотя контрактная система пока не отвечает всем требованиям заказчиков и поставщиков, но на ней законодатели должны остановиться. Она считает, что даже переход с 94-ФЗ на 44-ФЗ был ошибкой. "Если сейчас переходить еще на какой-то закон, то мы снова получим проблемную зону. Поэтому нужно остановиться на контрактной системе и довести ее до ума. Когда "сносили" 94-ФЗ, были такие же разговоры по поводу множества вносимых изменений и принятия нового закона. Но законы разрабатываются не практиками, а теоретиками, поэтому контрактная система без вносимых поправок не будет функционировать. Закон прописан неграмотно, но сейчас нужно сконцентрироваться именно на нем и привести контрактную систему в порядок", - говорит Елена Дыбова.

 

По словам Дмитрия Сытина, генерального директора электронной торговой площадки "ТЭК- Торг", однозначно сказать, что контрактная система не работает, нельзя. "44-ФЗ дает возможность поставщикам практически без входного порога участвовать в государственных тендерах.  Электронный аукцион - это справедливый вид процедуры, с точки зрения прозрачности формирования цены. Но у контрактной системы много минусов. Прежде всего это сложность процедур, которые без разбора ориентированы как на крупных, так и на мелких заказчиков. Это вызвало развитие новых рынков - тендерное кредитование, обучение, формирование закупочной документации. Все это косвенные затраты, которые ложатся на государство. И закон настолько сложен, что контрактный управляющий не может приступить к работе, не пройдя специальное обучение. С другой стороны, закон в его текущей редакции не противодействует сговорам. Если поставщики хотят разыграть тендер, по сути договориться между собой, то они имеют на это возможность", - рассказал Дмитрий Сытин. Он также отметил, что по непонятным причинам закон так и не привел к переводу всех процедур в электронный вид. Но если создавать новую контрактную систему 2.0, то она должна быть основана на совершенно других принципах. 

 

"Чем дольше мы дорабатываем действующий закон, тем больше он усложняется и возникает вопрос: сможем ли мы методами доработки написать универсальное положение о закупках для всех видов госзаказчиков? С  94-ФЗ этого пока не удалось", - подчеркнул Дмитрий Сытин. Он же предложил все изменения в действующий закон вносить пакетно, не чаще одного раза в год. При этом заказчикам и поставщикам необходимо давать не менее полугода для того чтобы они адаптировались к поправкам. "А лучше всего, нарисовать целевую модель и построить путь совершенствования закона, чтобы участники, которые по нему работают, заранее понимали, что их ждет. Не должно возникать ситуаций как с ГУПами и МУПами, когда сначала их перевели под 44-ФЗ, а потом стало понятно, что большая часть предприятий не могут работать по нему или у них падает эффективность", - говорит Дмитрий Сытин. 

 

Это мнение поддерживает Дмитрий Казанцев, который считает, что нужно сначала понять, зачем изменения будут вносится в закон, а после их разрабатывать. Вносить же все поправки следует разом, определив для этого один месяц в году, например, октябрь. 

 

Антон Емельянов заметил, что совершенствование закона – это процесс практически всегда бесконечный: "Такие системы, как контрактная система в сфере государственных закупок, обладают очень большой комплексностью, широким масштабом и высоким уровнем инерции. Они охватывают большое количество участников и различных элементов инфраструктуры. Поэтому любые революционные изменения, связанные с принятием каких-либо законодательных актов, на функционировании такого рода систем сказываются скорее негативно. Период адаптации этих изменений объективно длителен и достаточно сложен. Острые и критические проблемы, которые приносили бы явный ущерб или блокировали какие-то ключевые или тактические задачи, сегодня отсутствуют".

 

В целом, проблема кроется не в законе, а в том, как он реализуется, рассказал Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. По его словам, невозможно учесть во время принятия того или иного законопроекта все нюансы сразу. "Учесть и скорректировать в документе непредвиденные ситуации возможно только в ходе работы. Однако все пытаются "обойти" правила и нормы, в итоге, сами же попадают в западню и говорят о несовершенстве законодательной системы. Если говорить о 44-ФЗ, то эксперты называют его "инструкцией", где все четко, по порядку прописано. Так, следуя нормам, механизм будет работать исправно", - поделился Сергей Фахретдинов.

 

Таким образом, эксперты не считают целесообразным принимать совершенно новый закон о госзакупках. Гораздо эффективнее будет совершенствовать действующий 44-ФЗ, но по определенным правилам. Прежде всего, изменения, которые будут делать контрактную систему лучше, не должны мешать закупочной деятельности участников торгов. Для этого требуется введение пакетных изменений в закон по строгому графику.

 

Автор: Ангелина Жукова.

новости по теме

Мошенники решились на таран

"Таранные схемы" пришли в имущественные аукционы

Неприкосновенность оборонки:

нужно ли защищать спецсчета от ареста?

Путь к росту или гиперконтроль

Нужен ли России Нацплан развития конкуренции?

Занимательная пресса:

какие издания выписывают чиновники в рамках госзаказа

спецпроекты

Наши партнеры